15 марта 1962 года президент Соединенных Штатов Америки Джон Кеннеди впервые официально очертил права человека как потребителя, утвердив «Билль о правах потребителей». Именно поэтому мировое сообщество начиная с 1983 года, отмечает 15 марта как Всемирный день прав потребителя.

Героический эпос
Провозглашая в Конгрессе США речь, Кеннеди впервые охарактеризовал понятие потребитель и назвал четыре основных права потребителей. «Потребители — это наибольший экономический слой, который влияет почти на любое частное или государственное экономическое решение. Но это единственный голос, которого чаще всего не слышно».
Четырьмя основными правами, которые прозвучали тогда в Конгрессе, стали: право на информацию, право на безопасность, право на выбор и право быть услышанным. Позднее Всемирная организация союзов потребителей дополнила их еще четырьмя правами: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду. Эти восемь прав теперь составляют Кодекс потребителя…
В 1973 году XXV сессия Консультативной Ассамблеи Евросоюза приняла «Хартию защиты потребителей». В 1985 году Генеральная Ассамблея ООН утвердила «Руководящие принципы защиты интересов потребителей», которые должны использоваться правительствами стран мира при реализации политики защиты интересов потребителей. Указанные принципы направлены на защиту потребителей от недоброкачественных товаров (работ, услуг), которые могут нанести ущерб здоровью и безопасности; содействие экономическим интересам потребителей и их защиту; эффективные процедуры рассмотрения жалоб потребителей; получение достоверной информации, необходимой для компетентного выбора товара (работ, услуг) в соответствии с индивидуальными запросами и нуждами; просвещение потребителей, свободу создавать потребительские и другие соответствующие группы или организации и возможность для таких организаций высказывать свою точку зрения во время принятия решений, которые затрагивают их интересы.
Названные документы являются основой административно-правового механизма защиты потребителей во всем мире, благодаря которому качество жизни должно стать главным приоритетом мировой цивилизации, а в каждой отдельной стране — приоритетом национальной политики.
Если спуститься на национальный уровень, тоже можно продемонстрировать вороха нормативных документов, призванных защищать нас как потребителей. Так что — защищены мы… по самое ото-то. Ну и хватит о грустном. Торжественную часть объявим закрытой и перейдем к художественной самодеятельности.
Былое и думы
В каждой семье со временем накапливаются истории. Веселые и грустные, трагические и трагикомические. Среди последних в родительском доме часто вспоминали, как покойный отец Федор Тихонович туфли покупал…
Шел он с работы после зарплаты — 120 рублей в кармане. Вполне возможно, что было это как раз 15 марта, но 1962 года. Заглянул в обувной магазин и увидел то, о чем в те годы можно было только мечтать — модельные мужские туфли всех дефицитных размеров, сшитые не из дерматина, не из какой-нибудь грубой свиньи — из мягенькой натуральной телячьей кожи. И не какой-нибудь фабрики им. Скорохода с топорно сляпанной колодкой — стопроцентный импорт! И вся эта бездна достоинств предлагалась кому попало всего по 30 рублей. По тем временам это было немало, но и не так уж много. Туфли сметали с прилавка. Батюшка ахнул и помчался в кассу. Он отдал всю зарплату за 4 пары туфлей — себе и сыновьям, и шел домой, ликуя и трепеща. Я не знаю, совершил ли батенька в жизни более крутой поступок! Ну разве что тогда, когда летом 1941 короткими перебежками двигался со своим батальоном из 17 человек под немецкими бомбами. Впрочем, волновался он зря: покупка была одобрена единогласно. И в тот день он купался в лучах славы, когда мы, его дети, надевали новые туфли, расходясь по своим вечерним делам.
Вечером пошел дождь — не ливень, а так… не поймешь что.
Первым, чуть не плача, вернулся домой младший. Ноги его прикрывали бесформенные блины, чудом держащиеся за прилипшие к ступням подметки. Потом в таком же виде пришел домой средний. А когда приплелся я, меня встретили уже дружным хохотом…
Недели через три появился в журнале «Крокодил» фельетон о том, как Минвнешторг СССР, соблазнившись дешевизной, закупил большую партию дешевых пакистанских туфлей…для покойников. Получили товарищи выговоры по партийной линии минус половина квартальной премии. Справедливость восторжествовала. Может, и не дешевизной они соблазнились — как знать, но тогда иные предположения даже не возникали.
Это было очень давно. Теперь уже истории копятся в моей собственной семье. Моей жене уже давно хочется иметь кухонный комбайн. Или хотя бы пристойную овощерезку. Но сколько я ни ходил по всяким «таргетам», не видел ничего, что внушало бы доверие и соответствовало хотя бы приблизительно моим доходам.
А тут еще в телевизионной рекламе стали бегущей строкой рекламировать какую-то якобы овощерезку за 148 гривен с бесплатной доставкой на дом, заказ по телефону. Пристойная овощерезка может быть только электрической, а за 148 грн., сами понимаете, мотор можно вставить разве что игрушечный. Вспомните хорошенько: у овоща — совсем не «игрушечная» плотность.
Увы, соблазненная ценой, жена все же не устояла как-то и купила эту самую овощерезку — на «Барабашке»! На коробке крупненькие буквы JVC (солидная, уважаемая компания), а в уголочке помельче — Made in China. Жену же мою жулики как-то сумели уверить, что товар — венгерский.
Тут даже по стране происхождения можно уверенно сказать: это фуфло, которое никогда не работало и работать не будет! Да что овощерезка! На «Барабашке» мне как-то довелось купить запечатанную упаковку турецких, кажется, носков, и все до единого оказались… дырявыми.
Бытует мнение, будто все китайское — непременно плохое. Это не так. В моем быту случались вполне достойные вещи, сделанные в Китае. Но покупались они не у нас, а в Германии. Почему же в Китае для Германии — одно, а для нас — другое? Думается, что такая постановка вопроса — неправильна. Наверняка производится там все одинаково. С естественным браком. И технический контроль, и отбраковка, и все такое. Но, понятное дело, брак лучше продать за бесценок, чем не продать вообще. Поэтому и продают. «Нашим». Потому что другие «этого» не берут. Но и платят по полной программе. Не сто гривен, а сто долларов.
И когда представишь себе масштабы «наших» сверхприбылей на недобросовестном импорте, просто оторопь берет.
А что же таможня? Таможня дает «добро». Ей за державу не обидно.