В полуголодные и лихие 90-е харьковский ученый-физик Виктор Еременко решение поддержать начинающих харьковских художников и стал покупать их работы.

Интуиция не обманула физика: спустя десятилетия художники стали знаменитыми. Теперь харьковчане могут полюбопытствовать, какие же картины они писали на заре творчества.

В «ЕрмиловЦентре» открылась выставка живописи 1980–2000-х годов. В экспозиции – часть солидной коллекции экс-директора Физико-технического института низких температур АН Украины Виктора Еременко.

— Многолетнее увлечение ученого и его супруги превратило кабинеты и коридоры ФТИНТа, которым долгое время руководил Виктор Валентинович (и сейчас там работает), в своеобразный музей современного искусства Харькова, — считает куратор проекта Лариса Савицкая. — В этом музее есть замечательные произведения художников Киева, Полтавы, Луганска, но больше всего, конечно, работ от харьковчан. С самого начала собирательства Виктор Еременко ориентировался на творчество молодых художников — тех, кто только начинал прокладывать дорогу к постсоветскому искусству.

В годы перестройки, когда Виктор Еременко начинал собирать коллекцию, в поле его зрения попали не обремененные регалиями художники, которые теперь считаются знаковыми для искусства Харькова. По словам Ларисы Савицкой, академик отличается отменным вкусом и интуицией, поэтому не ошибся в выборе. В его коллекции есть творения трех лауреатов Государственной премии имени Т.Г. Шевченко – Ивана Марчука, Бориса Плаксия и Виктора Гонтарова, а также других нынешних знаменитостей – Павла Тайбера, Виктора Погорелова, Виталия Куликова, Павла Макова, Александра Жолудя, Евгения Светличного, Юрия Шеина.

Долгие годы собрание Виктора Валентиновича было известно только сотрудникам ФТИНТа, где находится коллекция. Из-за закрытости научного учреждения коллекцию не популяризировали, а идея создания в Харькове музея частных коллекций так и осталась прожектом. Несколько лет назад харьковчане увидели два десятка работ из коллекции академика в одном из торговых центров, и эта немузейная площадка лишний раз показала, что работы такого уровня нужно экспонировать в галереях. Идея реализовалась в ЕрмиловЦентре, где сейчас выставлены около полусотни чуть ли не первых работ известных харьковских мастеров.

Гость выставки коллекционер Леонид Волков в 1990-е годы тоже немало выручал харьковских художников, приобретая у них работы, когда они еще не пользовались спросом.

— Работы представленных на выставке художников есть и в моей коллекции, но я смотрю с завистью на эти прекрасные картины, — улыбается Леонид Волков. — Наверное, в те годы я не проявил достаточно активности. У Виктора Гонтарова, например, были потрясающие серии работ, которые я сейчас ни у кого не вижу. Мне очень нравится ранний, двадцатилетней давности Михаил Попов, сейчас он так не пишет. Он увез огромное количество работ в США. Очень интересен Евгений Светличный — его работы в разные периоды были совершенно непохожими. Хотелось бы это иметь в своей коллекции, но за всем не успеешь.

Выставка живописи 1980–2000-х годов будет работать до 29 августа.