«Российские железные дороги» - главный заказчик украинских локомотивов - перевели заказы с украинского завода на российские предприятия.

Как заявил старший вице-президент РЖД Валентин Гапанович, для РЖД будут поставлены локомотивы других типов и серий, тогда как тот вид продукции, который выпускался в Луганске, «пока ничем не замещен».

Еще в августе генеральный директор российского ЗАО «Трансмашхолдинг» (собственник ЛТЗ) Андрей Андреев заявлял, что производство в Луганске остановлено на месяц, из‑за того что в городе была разрушена электростанция, снабжавшая предприятие электроэнергией. Он подчеркнул: до тех пор, пока не восстановят подстанцию, работники будут в отпуске.

Профиль


«Лугансктепловоз» специализируется на выпуске магистральных и маневровых тепловозов, электровозов, электропоездов постоянного и переменного тока, а также дизель-поездов. До последнего времени ЛТЗ был самым успешным предприятием транспортного машиностроения Украины и фактически единственным в отрасли, приносившим прибыль.

В 2013 году по сравнению с 2012-м завод увеличил объем производства в денежном выражении на 75 % (до более чем 3 млрд грн), а чистую прибыль — в 4,1 раза (до 158,28 млн грн). Заказчикам было отправлено 259 секций тепловозов и 4 секции магистральных электровозов.

На текущий год «Лугансктепловоз» планировал увеличить выпуск продукции в денежном выражении в 1,5 раза относительно 2013 года (до 4,55 млрд грн) и выпустить 332 секции тепловозов и 28 электровозов. По последним данным, в этом году украинский завод поставил заказчикам всего 118 тепловозов.

Перспективы


Дальнейшую судьбу ЛТЗ сегодня прогнозировать никто не берется. По информации некоторых экспертов отрасли, пожелавших сохранить анонимность, ТМХ собирается перевезти оборудование и техническую документацию предприятия из Луганска в Российскую Федерацию. Это, по словам собеседников, должно позволить сохранить выручку на российской территории и избавить от лишней конкуренции заводы в России, выпускающие схожую продукцию. Впрочем, в ТМХ опровергают подобную информацию. Руководитель департамента внешних связей российского холдинга Артем Леденев в комментарии «Капиталу» сообщил, что таких целей в компании никогда не ставили.

«Строить планы в сегодняшних реалиях будет некорректно, пока не нормализуется ситуация в регионе. В этом году ТМХ будет работать с заказчиками, опираясь на продукцию своих заводов в России, и замещать локомотивы ЛТЗ пока не намерены», — подчеркнул Леденев.

О дальнейших планах не удалось узнать и на самом «Лугансктепловозе». Вчера топ-менеджеры ЛТЗ не отвечали на звонки и письменные запросы «Капитала». Пресс-секретарь завода Владимир Спектор сообщил, что предприятие закрыто, о его перспективах ничего не известно. Работавший до июля этого года гендиректором ЛТЗ Павел Цеснек рассказал изданию, что в период его руководства заводом ТМХ ставил задачи увеличивать производство, а когда начались военные действия, все надеялись, что ситуация кратковременна и предприятие достаточно быстро вернется в нормальный рабочий режим.

На украинском предприятии также хотели размещать заказы для предприятий «Укрзалiзницi», заявил министр инфраструктуры Максим Бурбак.

«Мы провели не один круглый стол, чтобы дать заказы нашим предприятиям, в том числе и «Лугансктепловозу». Договорились о возможности привлечения финансирования под госгарантии, но произошел форс-мажор, война», — говорит министр.

По его словам, строить планы сегодня уже не приходится, так как неизвестно, в каком состоянии инфраструктура в регионе. Отметим, несколько месяцев назад Мининфраструктуры собиралось привлечь под госгарантии 12 млрд грн для производства вагонов, тепловозов и электровозов. А сама «Укрзалiзниця» еще в 2013 году договорилась с ЛТЗ о производстве 230 электровозов серии 2ЭЛ4 на около 14 млрд грн.

А мог бы


По данным вице-президента РЖД Анатолия Мещерякова, на сегодняшний день ЛТЗ находится в полной готовности к работе.

«Завод в состоянии и готов возобновить выпуск продукции в любой момент, как только появится подача электроэнергии. Часть персонала сегодня проводит различные работы для поддержания в надлежащем состоянии оборудования завода. Нам очень жаль, что «Лугансктепловоз» оказался в таком положении. До июля предприятие выполняло годовую программу согласно графику, у нас были также планы загружать его дополнительными заказами», — сетует менеджер РЖД.

Мещеряков также утверждает, что мощности завода никто не будет переносить в Россию. В частности, потому, что построить новый завод с нуля гораздо проще, чем вывозить старое оборудование.

«Но даже такая цель сегодня не ставится, РЖД готовы какое‑то время обходиться локомотивами схожих моделей российского производства. Если украинское предприятие будет простаивать длительный период, думаю, российским инженерам не составит труда начать выпуск локомотивов схожего с украинскими типа или же существенно увеличить производство тех видов тепловозов, которые сегодня уже делают в России, чтобы закрыть потребности РЖД», — отмечает он.

Скорее всего, ТМХ постарается восстановить работу завода в Луганске, так как украинские локомотивы обходятся дешевле на 25 %, чем российские аналоги, делает вывод Андрейченко.