На днях мир отметил День потребителя. Человек становится таковым еще в утробе матери, а дальше круг его потребления, естественно, расширяется. Увы, наверное, не найдется счастливчика, ни разу в жизни не обсчитанного продавцом, не отравленного колбасой, не треснувшегося в маршрутке о косяк дверцы в аккурат под забавной, но в общем-то обидной надписью «Место для удара головой». О том, на что жалуются сегодня харьковчане и как можно отстоять кровные интересы, корреспондент «Вечерки» побеседовала с начальником Главного Харьковского областного управления по делам защиты прав потребителей Евгением Федорчуком.

Если говорить об общем количестве обращений харьковчан в управление по делам защиты прав потребителей, рассказывает Евгений Федорчук, на качество предоставленных услуг пожаловались 38% граждан. Почти половина заявлений, касающихся сферы обслуживания, приходится на коммунальные услуги. В основном харьковчан не устраивает уборка территории, состояние и освещение подъездов, ремонт труб внутри квартиры и вне ее, состояние кровли. По сравнению с прошлым годом количество сетований на качество услуг ЖКХ не увеличилось, но жалобы будут еще поступать — пока жилищное хозяйство пребывает в том состоянии, в котором оно находится. Возможно, поток нареканий возрастет, поскольку подняты тарифы. Много жалоб на КП «Вода»: харьковчан не устраивает то, что расплачиваться за поверку счетчиков им приходится из собственных карманов. Между тем КП «Вода», уверены специалисты управления, являясь исполнителем услуг, должно делать поверку за собственные средства: собственно, таким в 2005 году было решение Харьковского горисполкома. Есть жалобы и на «Теплосети» — на забитые трубы, недостаточное давление. На «Жилкомсервис», говорит начальник областного управления по делам защиты прав потребителей, пока не жаловались. Но Евгений Данилович связывает это с тем, что счета только начали приходить, а поскольку мы сегодня должны платить за качество, не адекватное стоимости, жалоб в дальнейшем предвидится побольше. Жильцы вправе требовать уровня услуги, за который они заплатили сейчас, а не за тот, который им обещают в будущем.
На бытовое обслуживание пожаловались 18% харьковчан. Много нареканий сейчас на качество пластиковых окон. Недавно при содействии управления потребителю вернули 27 тысяч гривен: ему сделали окна размером гораздо меньше, чем требовалось. Евгений Федорчук рассказал о курьезном и одновременно драматическом случае: горе-умельцы ничтоже сумняшеся изготовили харьковчанину пластиковую дверь сантиметров на 30 уже, чем он заказал. Громадную щель между стеной и коробкой попросту замазали. Права этого потребителя тоже отстояли.
Что касается автозаправок, Евгений Федорчук уверяет, то из всех проверенных в Харькове и области АЗС только 6% не соответствовали стандартам. Столь небольшой процент фальсифицированного продукта Евгений Федорчук объясняет тем, что люди, которые занимаются бензином, работают от скважины до заправки — им нет смысла «бодяжить» бензин, они борются за его качество. Сейчас в городе «левый» бензин — редкость, хотя в области он встречается, консультирует Евгений Федорчук: кстати, недавно одна из автозаправок заплатила за махинации 31 тысячу штрафа, другая — 91 тысячу гривен.
На транспортные услуги жалуются 8%, а услугами электросвязи недовольны 6% граждан.
На обслуживание в ресторанах и кафе — обман в счетах и обвес в порциях — сетуют 4% харьковчан. Права потребителя нарушаются и в сфере рекламы. Самые частые нарушения — подача рекламных текстов на русском, а не на украинском языке и заклеивание рекламой стекол на окнах в общественном транспорте. Этим грешит в Харькове и наземный транспорт, и наш метрополитен.
Из общего количества обращений в управление по делам защиты прав потребителей 12% связаны с нарушением правил торговли — неточностью весоизмерительной техники, отсутствием ценника или информации о товаре, даты изготовления и срока годности.
9% жалоб относятся к качеству продуктов: люди обращаются за помощью и после тяжелых отравлений, и сразу после того, когда замечают явные нарушения на торговых точках. Но сейчас жалоб в сфере продуктов питания немного, уверяет Евгений Данилович: открылось большое количество супермаркетов, где правила торговли в основном соблюдаются. Там гораздо меньше нарушений, чем на рынках.
— А под силу ли вам бороться с «монстрами» — крупными супермаркетами? — спросила корреспондент «Вечерки».
— Очень даже просто. Поверьте, нет ни одного супермаркета, который мы не проверили бы, — заверил Евгений Федорчук. — Я не ставлю цель наказать предпринимателя за то, что он ошибся. Стоит цель — защитить потребителя.
Чтобы обратиться к специалистам управления по делам защиты прав потребителей за помощью — нужно обязательно иметь при себе чек о покупке товара. Если нет кассового аппарата, продавец обязан выдать мягкий чек — любой листочек бумаги, на котором продавцом написаны его фамилия, номер торгового места, наименование товара, его стоимость, дата продажи и подпись реализатора. Для предъявления претензий Евгений Федорчук советует предварительно обратиться к продавцу, у которого куплен товар, желательно письменно, особенно уже если понятно, что конфликт назревает. Но если в течение 14 дней требования, обозначенные в письменном заявлении, не удовлетворят — можно обращаться в управление по делам защиты прав потребителей — с чеком, письмом к предпринимателю и отрицательным ответом предпринимателя.
Евгений Данилович напоминает и о других наших правах. Если потребителю не понравился, положим, цвет — в 14-дневный срок товар можно поменять на другой или вернуть деньги. Продавец обязан это сделать, но при условии: если товаром не пользовались, его свойства не нарушены, а упаковка цела.
«Если товар некачественный — с возвратом товара возникает проблема, даже если вы еще не вышли из магазина — говорит Евгений Федорчук. — Вы теряете право на обмен товара или возврат денег, пока не докажете, что товар имеет существенный недостаток. Это волокита. Сейчас целый поток жалоб на сложную бытовую технику, качество обуви, мобильных телефонов. Потребитель занимается защитой своих прав, как правило, если товар дорогой».
— А как потребитель может себя защитить, если купил, скажем, испорченный продукт?
— Это проблема продавца, и он не должен сваливать вину на производителя. Вы платите за качественный товар. Продавец виноват или производитель — вас это интересовать не должно. Чтобы защитить свои права — потребитель может написать в наше управление заявление, желательно приложить к нему чек о покупке. Кстати, нам товар приносить не надо, потому что мы не имеем права отдать на лабораторное исследование товар, который уже побывал в руках потребителя. Мы идем на проверку торгового предприятия, официально отбираем образцы, отдаем их в лабораторию на анализ, в том числе и на бактериологический, получаем заключение лаборатории и в случае подтверждения жалобы применяем финансовые санкции к продавцу.
В управлении по делам защиты прав потребителей есть часть вопросов, которыми занимается юрист. В прошлом году в суде было открыто 41 дело, а в этом году — уже 20 дел. Накануне Всемирного дня потребителя юрист Татьяна Сухоставская выиграла дело, затеянное против предпринимателя, нарушившего закон о торговле алкогольными напитками и табачными изделиями. Предприниматель торговал спиртным в павильончике площадью шесть «квадратов» (при положенном для этого вида «горючего» минимуме площади в 20 квадратных метров), да еще и без кассового аппарата и без лицензии. К нему был применен административный штраф, а также 1700 гривен за нарушение закона о реализации спиртных напитков и табачных изделий. Татьяна Сухоставская заверила, что и День потребителя она «отметит» в зале суда, защищая интересы покупателя.

Только цифры

В прошлом году на личном приеме у начальника областного управления по делам защиты прав потребителей и его заместителей проконсультировались около десяти тысяч харьковчан. За этот период в управление поступило больше тысячи жалоб, потребителям вернули около 700 тысяч гривен.