Ров, двухуровневый вал, контрольно-следовая полоса, оптико-электронное наблюдение и электронно-сигнализационные комплексы. На Харьковщине строительство начнется в первую очередь.  

В Госпогранслужбе раскрыли подробности проекта «Стена»  по обустройству границы с Россией, который на днях утвердил Кабмин.

Государственная пограничная служба предлагает реализовать проект обустройства границы с Россией «Стена» (на суше и на море) в два этапа.

По информации Госпогранслужбы Украины, на первом этапе необходимо провести обустройство участков, которые находятся в данный момент вне зоны конфликта и активных боевых действий – здесь можно уже сейчас обеспечить безопасность работ.  В первую очередь, это касается границ Черниговской, Сумской, Харьковской и частично Луганской областей, на сухопутном участке административной границы с АР Крым и на морском участке вдоль побережья Азовского моря, отметив, что этот этап обустройства можно начинать уже сегодня.

Второй этап будет реализован на участке 400 км в Донецкой и Луганской областях после завершения военных действий. Будет воздвигнута «стена» и на границе с Крымом.

Как рассказали  в Госпогранслужбе, в первую очередь от линии государственной границы предусмотрено вырыть ров. Потом пойдет двухуровневый вал:  один – земляной,  второй – бетонный. Дальше будет определена контрольно-следовая полоса, фиксирующая факты нарушения госграницы. Затем будут установлены различные виды систем, приборы наблюдения, ночного видения и т.п.

В частности, на Черниговском, Сумском и Харьковском участках границы «Стена» будет выглядеть следующим образом: линия государственной границы (5 м), ров (3х2 м), контрольно-следовая полоса (5 м), рокадная дорога, покрытая гравием (6м) и участок с наблюдательными вышками, установленными на расстоянии 20 м метров друг от друга.
Сухопутная граница РФ с Луганской и Донецкой областей «Стена» выглядит аналогично, только вместо наблюдательных вышек – трехметровая по ширине полоса с ограждением, на котором установлены инфракрасные видеокамеры. На речном и морском участках границы работ будет меньше, так как там уже есть искусственное препятствие, на этих участках будет оборудована система фиксации. На морском участке, в частности, предусмотрено установить систему оптико-электронного наблюдения, а также фортификационные сооружения, которые не допустят беспрепятственной высадки на территории Украины.

Как рассказал «Вечернему Харькову» помощник председателя Госпогранслужбы Украины Сергей Астахов, главной функцией  «Стены» является более жесткий контроль за государственной границей.

– С одной стороны –  предусматривается более тщательная сигнализация всех фактов  несанкционированного пересечения границы: как фото-, видео документация, так и поступающие  сигнализационные уведомление на стационарные посты, которые будут реагировать на ту или иную обстановку, – объясняет он. – А с другой –   определенные инженерные  сооружения, которые должны  препятствовать незаконному пересечению границы техническими средствами – автомобильными, гусеничными и др.

Предусмотрено три варианта «стены»: щадящий – на основных участках границы, более жесткий со всевозможными инженерными ухищрениями  – на угрожающих направлениях, и на водном участке.

– Угрожающие направления –  те, которые примыкают к основным международным пунктам пропуска, имеют хорошую логистическую инфраструктуру,  позволяют быстро перемещать в том числе и военную  технику, – объясняет помощник председателя Госпогранслужбы Украины Сергей Астахов. – К этому направлению относится и Харьков. Но наиболее уязвимый – участок границы в пределах Донецкой и Луганской областей. Еще до обострения конфликта и сепаратистских настроений здесь наблюдались незаконные попытки наладить перемещение товаров, горюче-смазочных материалов, наркотических средств, боеприпасов. Общая протяженность этого участка составляет 500 км. Таким образом, с одной стороны эта «стена» представляет собой  некий психологический барьер для потенциальных нарушителей, а с другой –  возможность получить определенный экономический эффект. Если раньше, по большому счету,  основным препятствием на российской границе служили наши инженерные сооружения в виде рвов, вырытых еще семь лет назад, насыпей и перекопанных полевых дорог, то эта «стена»  позволит  установить более жесткий контроль за границей.

По мнению военных, в случае попытки вторжения врага на украинскую территорию, такое укрепление позволит выиграть время.

– Любую стену, в принципе, можно преодолеть, однако на это потребуется какое-то время, – говорит начальник Харьковского регионального медиа-центра Минобороны Дмитрий Горбунов. – Чем дольше противник задержится на границе, тем больше будет времени у наших войск, чтобы сгруппироваться, подготовиться к наступлению противника и дать отпор. Ведь возле каждого метра не поставишь по танковой бригаде.

Неэффективно лишь такое сооружение в случае вторжения агрессора по воздуху.

– С этой задачей справляются уже силы противоздушной обороны, где есть локаторы, визуальные средства наблюдения, ракеты. ПВО тоже будут укрепляться, – говорит Дмитрий Горбунов. –  Сейчас образованы специальные межведомственные центры совместно с СБУ и  пограничниками, благодаря чему происходит быстрый обмен информацией.

На Харьковщину указаний пока не поступало
По словам Сергея Астахова, идею проекта «Стена» разрабатывала погрансужба (как при минимальных капиталовложениях достичь наилучшего результата), а его реализацией будет заниматься Минифрастуктуры, Минрегион, а также Минобороны. На эти цели предусмотрены  деньги как из госбюджета, так и внебюджетные средства, также будет привлекаться международная техническая помощь.

Как сообщили «Вечернему Харькову»в ХОГА, на местном уровне ни технической документации, ни указаний выделить на это деньги пока нет.