Вышивка сегодня все чаще воспринимается лишь как способ украшения вещей – рушников и сорочек.

Однако именно этот вид рукоделия специалисты-искусствоведы считают основой и фундаментом народного искусства. Малоизвестные и даже интригующие страницы истории украинской вышивки приоткрыли в Харьковском художественном музее. Там презентовали экспериментальную выставку под названием «Художники авангарда и украинская вышивка», показывающую результат плодотворного сотрудничества художников-авангардистов начала ХХ века и народных мастеров.

– К вышивке художники обращались всегда. В ХII веке процветало церковное шитье, во времена барокко эскизы для вышивания создавали граверы, в ХIХ веке зарисовки делали известные живописцы –  Васнецов, Нестеров, Котарбинский. Художники авангарда обратились к украинской вышивке в качестве эксперимента, с целью поднять ее на более высокий уровень, включить в мировой контекст на основах творимого ими нового искусства. Можно сказать, что авангардные идеи супрематизма зародились именно в вышивке, – рассказывает автор идеи и куратор проекта доктор искусствоведения, член-корреспондент Национальной академии искусств, ведущий научный сотрудник ИИФЭ им. М.Ф. Рыльского НАН Украины Татьяна Кара-Васильева.

Эксперименты народного авангарда


Местом, где собирались для совместной работы авангардисты и мастера декоративно-прикладного искусства, стали кустарные мастерские, артели, организуемые высокообразованными и состоятельными женщинами того времени. В селе Скопцы Переяславского уезда Полтавской губернии помещица Анастасия Семиградова основала «Кустарный пункт», в Вербовке Каменского уезда Киевской губернии Наталья Давыдова открыла мастерскую по возрождению художественных промыслов. Работали и творили здесь в двух направлениях – художники-авангардисты воплощали новейшие супрематические идеи, а народные мастера реализовали в вышитых полотнах супрематизм народный.

– Этот эксперимент подтверждал благодатность народного искусства, живучесть украинской вышивки. Коллекция работ прославилась на весь мир. Но после революции имение Давыдовой было ограблено, собрание эскизов и вышитых полотен сожжено, – рассказывает Татьяна Валерьевна. – В советский период творчество авангардистов замалчивалось, только благоприятное время независимости дало возможность его исследовать и изучать.

Все началось с подушки Малевича


– У одного нью-йоркского коллекционера я увидела фотографию, на которой была изображена подушечка, вышитая по эскизам Малевича. Меня это поразило – Казимир Малевич, которого мы знаем как одного из основателей супрематизма и вдруг – вышивка, – делится Кара-Васильева. – Вместе с российским доктором искусствоведения, научным консультантом этого проекта Георгием Коваленко я разыскивала эскизы авангардистов в музеях Киева, Москвы, Санкт-Петербурга, в частных коллекциях. На найденных зарисовках было четко обозначено – «для вербовки». Изучив работы, мы пригласили художницу по вышивке, и она один к одному, в размере и цвете возродила технику шитья того времени. Это очень кропотливый, серьезный и глубокий труд.
В экспозицию вошло 30 работ, среди них – четыре вышивки, сделанные по эскизам Казимира Малевича. Большинство возрожденных шедевров – дело рук доцента Киевского института декоративно-прикладного искусства и дизайна им. Бойчука Валентины Костюковой. Художница тщательно изучала каждый эскиз, и, проникнувшись духом авангардизма, воспроизводила их в материале.

– Работы приходится пропускать сквозь себя. Только ощутив атмосферу, в которой создавалась зарисовка, можно ее возродить, – рассказывает Валентина Костюкова. – Каждый эскиз требует особенной техники исполнения. Работы Экстер, например, отшиты «живописью иглой», вышивка по эскизу Малевича сочетает художественную, полтавскую гладь, стебельчатый шов. Важно передать характер и колористическое состояние. Чтобы добиться эффекта давности материала, пришлось даже подкрашивать ткань растительными красителями.

Материалы – современники эскизов


Один из супрематических проектов Малевича отшит, по словам художницы, на ткани столетней давности штапельными мулине того же времени, которые давно перестали выпускать. Эти уникальные материалы организаторам проекта подарила доктор искусствоведения, профессор ХГАДИ Людмила Соколюк. Они помогли воплотить эскиз в нужном цветовом соотношении, с характерными для него оттенками и тонами.

Проект возрождения шедевров авангардного искусства стартовал еще в 2005 году, и коллекция продолжает пополняться новыми образцами. После каждой выставки находятся люди, знающие, в каких музеях или частных коллекциях можно отыскать подобные эскизы. Организаторы проекта надеются вышить около 80 работ, чтобы целостно представить феноменальный синтез опыта народных мастеров с современными супрематическими формами.

– Музей должен нести людям добро, рассказывать о лучших традициях искусства. Эта выставка наглядно подтверждает мысль, что фундаментом любого профессионального искусства является народное творчество. Способности к созданию красоты живут в нашем народе, и авангард тоже проистекает из него, – считает директор Харьковского художественного музея Валентина Мызгина.

Выставка «Художники авангарда и украинская вышивка» продлится до 10 октября. Художественный музей работает с 10.00 до 17.30 ежедневно, кроме вторника.