Система государственного пробирного контроля, которая действует на Украине, не обеспечивает полномасштабного контроля за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности и качеством изготавливаемых ими ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов.

Такой вывод коллегии Счетной палаты по результатам аудита деятельности Государственной пробирной службы и эффективности использования государственных средств на осуществление государственного пробирного контроля.
Причиной этого является несовершенство законодательства, которое по разному разъясняет государственный пробирный контроль, изменения к нему, что ухудшило целостность ранее действующей системы контроля, а также отсутствие внимания к этому важному государственному вопросу со стороны Кабинета министров Украины, которым с 2000 года не было принято ни одного нормативно-правового акта в этой сфере правоотношений.
Как отметил на заседании коллегии председатель Счетной палаты Валентин Симоненко, предоставление права всем субъектам предпринимательской деятельности, которые имеют сейчас аккредитованную в установленном порядке лабораторию, самостоятельно клеймить свою продукцию государственным пробирным клеймом может привести к разрушению всей системы государственного пробирного контроля за изготовлением ювелирных изделий и создания предпосылок для массового появления на рынке некачественных ювелирных изделий.
Отсутствие надлежащего контроля со стороны Министерства финансов Украины за полнотой и обоснованием поступления и использованием Государственной пробирной службой средств, как отметил председатель Счетной палаты, привело, с одной стороны, к потере доходов государственного бюджета, а с другой — к безосновательному получению доходов на собственное содержание, а также незаконного, неэффективного и нерационального использования государственных ресурсов.
В соответствии с планом работы, утвержденным коллегией Счетной палаты Украины, в декабре 2006 года территориальным управлением Счетной палаты по Харьковской, Сумской и Полтавской областям была проведена проверка эффективности использования государственных средств, полученных Восточным казенным предприятием пробирного контроля. (г. Харьков).
Аудиторами территориального управления установлено, что 29% от общей численности клиентов Восточного казенного предприятия пробирного контроля за 2006 год составляют частные предприниматели и частные предприятия, которыми на протяжении года уплачено за услуги экспертного опробирования и клеймения изделий 37% от общей суммы полученных предприятием средств.
При этом выборочной проверкой количества предоставленных изделий частными предпринимателями, общий валовой доход которых, согласно законодательству Украины, не должен превышать 500 тыс. грн., установлено, что за 9 месяцев 2006 года 45 предпринимателями продано изделий из золота общим весом 1110,0 кг и серебра — 2111,0 кг. По отдельным частным предпринимателям это почти в 30 раз превышает установленный законодательством объем выручки от реализации продукции, что свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля.
На предприятии шесть единиц производственного оборудования, что составляет 8% от общей суммы затрат на приобретение основных средств, не используются и хранятся в административных и вспомогательных помещениях, что свидетельствует о неэффективном использовании государственных средств.
Директором казенного предприятия при размещении средств на депозитном счете не была использована возможность получения наибольшей прибыли. Свободные средства, которые остались в распоряжении предприятия, размещались на депозитном счете банка с выплатой 12% годовых на сумму депозита. При этом средний размер годовых процентов по депозитам юридическим лицам в аналогичных случаях в других коммерческих банках составлял 16%.
Вследствие размещения средств на депозитном счете с меньшим размером годовых процентов Восточным государственным казенным предприятием утрачена возможность получения дополнительного дохода в сумме более 143 тыс. грн.
Также установлено, что с октября 2004 года Восточным казенным пробирным предприятием велись работы по реконструкции без получения разрешения инспекции государственного архитектурно-стороительного контроля, который, согласно приказу Госстроя, обязателен для всех субъектов строительства независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и источников финансирования.
По решению коллегии Счетной палаты Кабинету министров Украины, Министерству финансов Украины и Государственной пробирной службе направлены предложения по устранению установленных нарушений.