Почерк начинает формироваться с момента рождения ребенка, на него влияет множество факторов, заложенных еще в младенчестве, считают специалисты. 

Особенно важен первый этап развития – до года. От того, как активно ребенок двигается, ползает и жестикулирует в этот период, зависит в дальнейшем его успех во всех видах деятельности. От года до трех лет малыш пытается делать что-то своими руками – щупать, хватать и бросать предметы, осмысленно их сортировать. Затем он начинает рисовать, лепить. Все это развивает мелкую и крупную моторику и благотворно сказывается на будущем почерке.

– Прежде чем учить ребенка письму, нужно подготовить к этому процессу его руку, – рекомендует нейропсихолог харьковского Центра детской и подростковой нейропсихологии Анастасия Анистратенко. – Ручка – достаточно сложный механизм. Сначала ребенок должен научиться рисовать пальцем, чтобы отработать движения, получить навык. Потом желательно давать ему мелок, фломастер, карандаш, и, лишь когда он овладеет этими более простыми приспособлениями, можно предложить ручку. От того, насколько развита моторика и закреплены навыки, зависит качество почерка.

Недовольство родителей и учителей вызывают излишнее черкание и грязь на тетрадном листе, а в особенности – нечитаемый почерк. Его характеристиками могут быть неразличимо похожие, кривые, разные по размеру или «прыгающие» по строке буквы. Однако плохой почерк не значит, что ребенок ленится, не старается или невнимательно относится к письму. Причины нередко кроются в психоэмоциональном состоянии ребенка.

– То, что ребенок плохо пишет, – на самом деле не его вина. Причиной может быть эмоциональное состояние – напряжение или волнение, вызванное переменой социального окружения, изменением состава семьи, адаптацией к новому коллективу или месту жительства, – поясняет нейропсихолог. – На почерк влияют как простудные, так и более серьезные заболевания. В любом случае это сигнал – с ребенком происходит что-то такое, на что стоит обратить внимание.

Плохой почерк может влиять на то, как оцениваются знания ученика в школе, но на способности обучаться и усваивать материал этот фактор напрямую не сказывается, говорит Анастасия Анистратенко. А вот заниженные баллы и недовольство родителей могут косвенно повлиять на успеваемость ребенка, у него может исчезнуть интерес к учебе, снизиться мотивация. Ошибочно полагать, что школьник со временем выпишется, самостоятельно исправить почерк – для него непосильная задача.

– Не нужно давить на ребенка, заставлять по нескольку раз переписывать задание – такое повторение только закрепит деформированный навык. Для того чтобы откорректировать плохой почерк, в первую очередь, нужно отыскать причину, а затем – воздействовать непосредственно на нее. Если дело в неразвитой моторике, то стоит делать специальные упражнения, пальчиковую гимнастику, а если причиной является стресс, – нужно помочь ребенку адаптироваться и устранить его, – считает специалист.