Валентин Фесюнин – и.о. начальника ГУ Миндоходов в Харьковской области – возглавляет налоговое ведомство региона с августа 2014 года.

Окончил Национальную юридическую академию Украины имени Ярослава Мудрого по специальности правоведение, квалификация – юрист. Кандидат юридических наук, доцент. Валентин Фесюнин – патриот своего края, но патриот, настроенный весьма прагматично. Рассказывая о внедрении налоговой политики в области и взаимодействии с бизнесом, он не обещает золотых гор, зато очень конкретно обозначает приоритеты и основные направления работы.

– Валентин Николаевич, в чем главная сложность работы налоговой службы сейчас? И что лично для Вас оказалось самым трудным, когда возглавили ведомство?

– Отвечу кратко: огромное чувство ответственности. И за выполнение всех задач, поставленных руководством страны и нашей службы, и за Харьковский регион, и за благосостояние его граждан.

Так как я сам коренной житель Харьковщины – здесь родился, учился и прожил всю свою сознательную жизнь, я искренне переживаю за нашу область, в которой живут такие замечательные и трудолюбивые люди. А лучшей гарантией экономической стабильности региона является развитие предпринимательства. Поэтому в моих планах создание оптимальных условий ведения бизнеса в области. Но хочу сразу заметить – я партнер для бизнеса, который желает работать по-новому, не используя в своей деятельности всевозможных теневых схем.

С самых первых дней моего пребывания на должности я заявлял неоднократно, что и наша служба, и я лично готовы к диалогу. Двери моего кабинета всегда открыты для тех, кто также как и я стремится изменить социально-экономическую ситуацию к лучшему. У нас общая цель – экономическая стабильность нашего края. А достичь этого можно только совместными действиями.

А по поводу остальных сложностей, я вам так отвечу – больше 20 лет я проработал в органах внутренних дел, поэтому меня, как настоящего офицера, трудностями не испугать. Главное – это профессионализм. А профессионализм – это эффективность и ответственность.

– Как руководитель столь важного ведомства какие первоочередные задачи вы для себя определили?

– Самая главная задача на сегодня – наполнение бюджета. Вы знаете, что страна сейчас переживает очень непростое время. Ей необходима наша с вами поддержка. И уже от того, насколько мы проявим активную гражданскую позицию и выполним все обязательства перед ней в полном объеме, зависят очень многие важные вещи – и финансирование армии, и экономическая безопасность Украины. Поэтому все силы сегодня мы направили на то, чтобы выполнить все доведенные Министерством финансов и Государственной фискальной службой Украины задания.

Жители Слобожанщины нас в этом поддерживают. За девять месяцев текущего года в бюджет собрано 8,6 млрд грн. налогов и сборов. Это на 1,1 млрд грн. больше, чем за аналогичный период прошлого года. Только за сентябрь в бюджет поступило 1,15 млрд грн. (без данных СГНИ по работе с крупными налогоплательщиками г. Харькова). В местные бюджеты с начала года поступило 3,58 млрд грн., в сентябре - 387,9 млн грн.

Так что на сегодняшний день обеспечение своевременных поступлений в бюджет – задача номер один. А уже исходя из этого мы определяем для себя пути ее реализации.
Как я уже отмечал – мы поддерживаем бизнес, но только легальный, поэтому самое пристальное внимание уделяем теневому сектору экономики. Вернее его ликвидации. Такое явление как «тень» должно уйти в прошлое. Наш бюджет несет миллиардные потери, и мы будем делать все возможное (и невозможное) для того, чтобы прекратить существование налоговых ям, всевозможных криминальных схем, конвертационных площадок и такого явления как зарплата в конвертах. Так что, как видите, задач у нас много, но сил для их решения у нас еще больше.

– Какие новшества внедряются налоговой службой для упрощения работы предпринимателей? Что нового в законодательном поле ожидать рядовым бизнесменам?

– Как вы наверняка знаете, сегодня в нашей службе проходит период реорганизации, меняется идеология, меняются, уже сложившиеся годами, подходы к работе.
Кроме того, правительством и Государственной фискальной службой Украины разработана Концепция реформирования налоговой системы. Это и сокращение налогов с 22 до 9, и оптимизация системы уплаты налога на прибыль, и введение с 1 января 2015 года электронного администрирования НДС.

Предполагается существенное уменьшение ставок единого социального взноса. Большие надежды возлагаются на эффект от детенизации зарплат и на создание мотивации для их роста. Это приведет к увеличению платежей и компенсации потерь от снижения ставок по ЕСВ.

Также Концепцией предусмотрен запрет на проведение налоговых проверок «единщиков» и субъектов хозяйственной деятельности с доходом до 20 млн грн. в год.
Так что, как видите, изменений много и все они направлены на упрощение жизни предпринимателей. И наша служба уверенно воплощает в жизнь идею – построение четкой и эффективной системы, которая не приносила бы какие-то сюрпризы, а была стабильной и предсказуемой.

– Как обстоят дела с перечислением военного налога? Есть ли проблемы с этим сбором? Сколько собрала Харьковская область?

– Сегодня самое главное для всех нас без исключения поддержать страну в трудную минуту. Мое мнение -- жители Харьковской области делают это со всей сознательностью и ответственностью.

Есть такое выражение «не словом, а делом», а харьковчане сегодня и словом и делом доказывают свой патриотизм. С начала августа в бюджет поступило 46,0 миллионов гривен военного сбора. Так что проблем со сбором этого налога нет и быть не может. Я думаю, сейчас каждый понимает степень ответственности, которая лежит на нас всех за будущее страны. Понимаем и то, что, уплачивая налог, мы тем самым приближаем победу и поддерживаем наших ребят на передовой, среди которых также находятся и наши сотрудники.

– Освобождены ли волонтеры, помогающие солдатам АТО, от уплаты налогов?

– Сегодня само понятие волонтерство приобретает массовое распространение. Все больше становится тех, кто сознательно и бескорыстно трудится на благо других, кому небезразличны проблемы общества и, самое главное, будущее Украины. Таким людям наше государство идет навстречу.

На днях в Украине приняты и начали действовать несколько важных законов, которыми предусмотрены налоговые преференции для благотворителей, помогающих АТО. (Закон Украины от 26.09.2014 года № 1668-VII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины о некоторых вопросах налогообложения благотворительной помощи» -- прим. ред.). Благотворители – физические лица не будут включать в ежемесячный налогооблагаемый доход, суммы средств, полученные ими для оказания помощи в пользу АТО.

Также временно, на период проведения АТО, плательщики налога на прибыль предприятий могут без ограничений включать в «прочие расходы» (т.е. относить на расходы предприятия) суммы средств или стоимость лекарств, средств гигиены, продуктов питания и специальных средств индивидуальной защиты – касок и бронежилетов. Главное условие – добровольная их передача на потребности АТО. Полный перечень товаров, выполненных работ и оказанных услуг определяется Кабинетом министров Украины.

Предоставление правительством налоговых преференций благотворителям дает законную почву их деятельность и, самое главное, что сегодня играет ключевую роль, – способствует объединению страны и приближает победу.

– Как вы относитесь к проведению в Украине люстрации? Должен ли этот процесс пройти в налоговой службе и к каким результатам он может привести?

– Отвечу сразу – я за люстрацию. Но я считаю, что к этому процессу нужно подходить очень взвешенно и непредвзято. Должны быть правильные критерии результативной люстрации – той, которая позволит построить открытое, прозрачное, честное и работоспособное государство. Важно сохранить профессионалов, не замешанных в коррупции. Ведь не меньшая угроза – это безответственные дилетанты. Вот они-то по настоящему и могут нанести непоправимый вред своими действиями, точнее бездействием.
Безусловно, этот процесс коснется и нашего ведомства. Уверен, что как всякие перемены – они к лучшему, и подобная ситуация может стать хорошим толчком для обновления всей системы.