В пятницу в фойе Дворца игровых видов спорта «Локомотив» прошла выставка продукции, выпускаемой предприятиями Южной железной дороги.
Если, например, для таких подразделений, как Редутский щебневый завод или Крюковское карьероуправление (оба расположены под Кременчугом), производство продукции (соответственно щебня и песка) для нужд дороги как раз и является основным видом деятельности, то предприятия локомотивного и вагонного хозяйства, как говорится, не от хорошей жизни стали сами изготавливать запчасти и узлы к обслуживаемому у них подвижному составу. Например, локомотивное депо «Купянск» — единственное на всех стальных магистралях страны и одно из двух в бывшем Союзе, которое эксплуатирует электровозы «двойного питания» ВЛ82, работающие и на постоянном, и на переменном токе и переходящие с одного на другой автоматически прямо на ходу. Так что найти запчасти к этим уникальным машинам еще в начале 90-х годов оказалось негде, и пришлось делать их в цехах предприятия. А вот работники моторвагонного депо «Харьков» занялись изготовлением кранов из нецветного металла для умывальников в вагонных туалетах электропоездов после того, как алюминиевые краны заводской установки сняли лишенные всякой совести горе-пассажиры, чтобы сдать в металлолом. Конечно, не все можно изготовить в условиях депо, но то, что там делается, выходит и по качеству не хуже и в то же время дешевле аналогичных заводских изделий.Но занимаются на предприятиях Южной и так называемой подсобно-вспомогательной деятельностью, выпуская продукцию, никак не свойственную, на первый взгляд, железнодорожному транспорту. Так, пассажирское вагонное депо «Гребенка», что на Полтавщине, представило на выставке не только запчасти к вагонам и металлические профили, но и широкий ассортимент продуктов питания — муку, крупы, подсолнечное масло, колбасные и хлебо-булочные изделия, консервированные огурцы и помидоры.
— В 2003 году это вагонное депо было перепрофилировано из грузового в пассажирское, — рассказывает главный инженер пассажирской службы ЮЖД Анатолий Ересько. — Но поскольку финансирования не хватало, пришлось коллективу осваивать подсобно-вспомогательную деятельность. Предприятие имеет в своем распоряжении около двух тысяч гектаров земли, на которых засеяны зерновые культуры (пшеница, ячмень, рожь, овес, подсолнечник, кукуруза, просо), а также высажены картофель и кормовые. В подсобном хозяйстве депо — 219 свиней и 721 корова, сад площадью 40 гектаров, есть маслобойня, мельница, пекарня. Потребителями сельскохозяйственной продукции являются около 20 предприятий пассажирской, вагонной и локомотивной служб, в столовые и буфеты которых она поступает. Продается она и в специальной торговой точке, расположенной за пределами депо. А заработанные средства вкладываются в развитие депо. Так, за два года за эти деньги было изготовлено более ста шаблонов и 16 стендов для ремонта различных вагонных узлов и оборудования.
Рыночные условия заставляют железнодорожников проявлять смекалку. Например, в швейном цехе Харьковского пассажирского вагонного участка шьют не только новенькие шторы, постельное белье, диванные чехлы, но и находят достойное применение уже отслужившим свой срок одеялам. Так, из старого шерстяного получился чудесный жилет, а из пикейного — не менее красивые рабочие рукавицы.
На выставке побывал начальник ЮЖД Григорий Бойко. Детально знакомясь с каждым ее разделом, Григорий Анатольевич интересовался у представителей предприя-тий и служб возможностью реализации продукции «на сторону» — другим железным дорогам, местным жителям, российским потребителям. При этом во главу угла начальник дороги ставил вопрос о приемлемом сочетании цены и качества изделий и материалов. Завершив осмотр выставки, Григорий Анатольевич дал короткое интервью корреспонденту «Вечерки»:
— Главное — это расширение ассортимента продукции, выпускаемой в результате подсобно-вспомогательной деятельности. Не секрет, что сегодня нет достаточных объемов выполняемой работы по перевозке, поэтому одна из главных задач, стоящих перед каждым начальником дороги, — или увеличить объем, или приводить в соответствие с имеющимся численность контингента работающих, чтобы выполнять показатели по производительности труда. Мы сегодня предпочитаем не сокращать наш контингент, а идти по пути расширения услуг подсобно-вспомогательной деятельности. Прекрасно понимая программу Кабинета министров «Навстречу людям», сегодня мы располагаем достаточным парком станочного оборудования, достаточным числом высококвалифицированных специалистов. И одна из наших задач в данный момент — поиски альтернативы для расширения этого ассортимента. Кроме того, мы хотим быть конкурентоспособными в нашей производственной среде. Поэтому сегодняшнюю выставку можно рассматривать как первое рациональное зерно в такой работе. Мы будем отрабатывать эти предложения на рынке, смотреть, куда направить наши усилия и часть финансовых средств, где разрешить сегодня принять людей с таким расчетом, чтобы эти работы были не просто самоокупаемы, а еще приносили доходы и прибыль для дороги.