Харьковчанка Светлана Шумакова создала своеобразный каталог моды разных эпох и стилей, преобразив стандартных Барби и Кенов в исторических персонажей.

В ее коллекции – модники Древнего Египта и Древней Греции, дамы и рыцари из раннего Средневековья, красотки и красавцы, демонстрирующие готику, рококо, барокко, ампир, романтизм и модерн.

Почетное место в коллекции Светланы Шумаковой занимает галерея царских семейств Российской империи: Иван Грозный, князь Игорь с княгиней Ольгой, Петр I, императрица Анна Леопольдовна с кукольным младенцем в пеленках — царем Иоанном, другие венценосные персоны династии Романовых.

История костюма завораживала


– Шить любила с детства, поэтому после школы избрала профессию технолога швейного производства, – рассказывает Светлана. – В конце 1960-х для меня открылись секреты истории моды и костюма, я была увлечена и мечтала создавать дизайнерские вещи, работать в театре, шить театральные костюмы. У меня были большие амбиции, но дальше началась проза жизни: вышла замуж, уехала с мужем в село, профессию пришлось сменить – окончила сельскохозяйственный институт и занялась сельским хозяйством. Но увлечение шитьем осталось, оно стало моей отдушиной – я коллекционировала журналы мод, каталоги, книги по истории моды, статуэтки. А лет десять назад начала шить исторические костюмы. Технически сложностей для меня не существует, труднее всего создать исторически достоверную куклу. Самым сложным оказалось выбрать модель. У кукол лица не женские, а детские, поэтому я перешла на кукол Барби. Это было удачное решение, хотя с Барби очень тяжело работать.

Из штампованных белозубых блондинок и шаблонных Кенов со стандартными улыбками непросто создать разные образы, да еще и достичь исторической достоверности.

– Прежде чем приступить к работе, я могу месяц размышлять, читать разные источники. Постепенно начинаю любить или, наоборот, не любить своего персонажа, и с этим настроением начинаю работать, – делится мастерица. – Конечно же, я очень старалась приблизиться к исторической достоверности костюма, но наряды все же представлены через призму моего восприятия.

Светлана Шумакова не позволяет себе фантазировать разве что в копиях платьев современных дизайнеров – делает их в полном соответствии с оригиналами.

В секонд-хенде одеваются даже императрицы


Светлана не только шьет куклам изящные платья, брючки, сюртуки и камзолы – она декорирует кокетливые дамские шляпки цветами и перьями, наряжает в крошечные чулочки и башмачки, украшает женские ушки и шейки «драгоценностями», расшивает одежду, обувь и даже седла для всадников нитками, бисером и стеклярусом. Дамам шьет крошечные ботиночки и туфли, кавалеров обувает в роскошные кожаные сапоги и ботфорты. В руки важных коронованных особ вкладывает крошечные шпажки и сабельки, кителя украшает эполетиками, на грудь вешает малюсенькие ордена и медали.
Мало того, художница изобретает для каждой Барби соответствующий макияж, делает замысловатые прически, ради которых иногда приходится выщипывать куклам их «родные» волосы. Внешность Кенов тоже преображается: она приклеивает им парики и бороды, дорисовывает усы, отчего получаются вполне пристойные модники разных эпох. На создание одного экспоната уходит от двух недель до двух месяцев. Найти нужные фактуры и оттенки тканей порой непросто, но очень выручают секонд-хенды, признается Светлана, – там можно подобрать нечто особенное.

Муж подбрасывает ценные идеи


Сейчас в коллекции Светланы Шумаковой около 130 созданных исторических образов. Идейным вдохновителем часто бывает муж. Так возникла идея воссоздать историю Украину. В коллекции появились гетманы Дмитрий Вишневецкий, Кирилл Разумовский, Богдан Хмельницкий с булавами и в роскошных шапках с соболями, украинки в старинных слобожанских нарядах. Работать в этой теме оказалось непросто.

– Портретов императоров с семействами очень много, а вот гетманы и их жены остались в тени, – говорит мастерица.

Светлана Шумакова планирует воплотить всю историю Украины в костюмах, – не исключено, что харьковчане увидят ее на выставке.

Своих кукол не продает


– Что вы! – изумляется мастерица. – Они мне дороги от первой до последней. С каждой я столько выстрадала, что расстаться совершенно невозможно. К каждой кукле у меня свое отношение. Это – часть моей жизни, я проживаю их жизнь вместе с ними. Утром первым делом иду к куклам – желаю доброго утра, беседую с ними.

Светлана Шумакова настолько вживается в судьбу своих персонажей, что порой решается внести свои коррективы в историю.

– Например, я позволила себе вольности в семье Александра II, – признается мастерица. – Его жена Мария Александровна сама по себе была не очень веселой женщиной, а к концу жизни она была забыта мужем, оскорблена его изменами, поэтому я назло Александру II сделала ее немножко дерзкой и веселой.