Харьковский национальный академический театр оперы и балета наметил программу развития театра на пять лет, которая предусматривает и реконструкцию здания.

Зимой температура в зрительных залах бывает не выше +14. При санитарной температурной норме работы артистов на сцене +18 градусов на днях на площадке была зафиксирована температура + 16 градусов, рассказывает директор театра Олег Орищенко. Какая «погода» на сцене будет зимой, остается только догадываться. Минимальная температура, при которой хоть как-то (в основном на энтузиазме) могут работать актеры – 14 градусов тепла.

– Мы наметили программу развития, которая включает и реконструкцию. Первый этап – подготовка проекта, и мы уже подписали договор с одним из харьковских проектных институтов, – рассказывает директор ХНАТОБа. — Главная проблема театра – морально устаревшее оборудование и все коммуникации в здании. Поэтому первое, что нужно сделать для повышения энергоэффективности здания — утеплить крышу, поменять 115 световых фонарей, которые находятся на крыше (через них внутрь здания попадают влага и холод), изменить конструкции дымоудаления. Чтобы сохранять в театре тепло, нужно поменять 454 окна. О какой энергоэффективности можно говорить, если у нас почти в 440 окнах всего по одному стеклу? Необходимо поменять систему отопления – 20 километров трубопровода и радиаторы (на сегодняшний день в этой системе циркулируют около 25 тонн воды), установить мощную автономную котельную, которая сможет отопить все секторы здания.

Площадь ХНАТОБа огромна – 52 тысячи квадратных метров, высота строения равняется высоте девятиэтажного здания. Чтобы добиться энергоэффективности отопления строения-громадины, проектанты должны определить в театре зоны, которым требуются разные режимы теплоснабжения. Нет надобности, например, круглосуточно отапливать зрительный зал – подавать тепло можно только перед репетицией или концертом. Чтобы сохранять тепло, в театре предлагают включить в проект реконструкцию фасада и боковых стен: их собираются обложить по всему периметру здания современными базальтовыми утеплителями или сендвич-панелями. Внутреннее утепление стен здания невозможно: из-за перепада температур между утеплителем и каменными плитами, которыми выложены изнутри стены театра, будет скапливаться влага, а значит, появится грибок.

По примерным подсчетам Олега Орищенко, реконструкция потребует не меньше 250 миллионов гривен, причем речь идет не только о ремонтных работах, но и о модернизации сценического оборудования.

– Реконструировать театр без помощи Министерства культуры и государства мы не сможем, – говорит Олег Владимирович. – Мы подняли в Министерстве культуры вопрос о необходимости реконструкции два месяца назад, нас попросили предоставить проект для ходатайства перед Кабинетом министров о выделении средств. Я считаю, это не совсем правильный подход, потому что проект тоже требует затрат, которые мы нести не сможем (стоимость проекта, как правило, занимает 5–10% от сметной стоимости реконструкции). Все эти средства нужно предусматривать в бюджете на 2015 год.