17 марта в Харьковском государственном академическом театре украинской драмы имени Т.Г. Шевченко состоялась премьера музыкального спектакля «Джек — переможець дракона».

Зная, что в последние годы во многих театрах понятие «сказка» стало синонимом халтуры, в которой изначально заложена вторичная драматургия, третичная режиссура, занятость невостребованных актеров, остаточный принцип выделения постановочных средств — приглашение посетить премьеру я принял без особого энтузиазма. Строчка в афише «для детей и взрослых» только добавила уверенности моим пессимистическим прогнозам.
Опыт показывает — то, что интересно детям, у взрослых вызывает скуку, и наоборот. Сюда же можно добавить воспоминания от культпоходов, когда в зрительном зале почти принудительно собирали одну или несколько школ, не готовых и не желающих смотреть театральный спектакль. С такими мыслями, заняв свое место в зале, я начал рассматривать соседей, считать зрителей, искать сгоревшие лампочки — в общем, то, что называется «смотреть сказку». Буквально через несколько минут я первый раз невольно улыбнулся происходящему на сцене и… забыл о театре, о сцене, о сидящих рядом соседях. С этого момента мое скептическое настроение стало таять. Иллюзия жизни, возникнувшей на сцене, захватила меня полностью. Не менее внимательно за ходом сюжета наблюдали и сидящие в зале дети.
Да, этот спектакль меня разочаровал! И это было приятным разочарованием.
О работе над спектаклем рассказал режиссер-постановщик, заслуженный артист Украины Александр Балабан: «Если посмотреть на сказку Андерсена трезвым взглядом, то она достаточно жестокая. В литературном варианте она воспринимается как добрая, но если буквально переносить то, что происходит в сказке, на сцену, получится спектакль ужасов — со смертями и неоправданными убийствами героев. Почему сказка в тексте воспринимается иначе, чем на сцене, я не знаю.
Спектакль «Огниво» поставлен во многих театрах, но мне не захотелось брать в работу готовые пьесы. Возможно, потому, что они написаны под конкретное режиссерское решение. Возможно, от лени. Ведь пьесу надо было переводить на украинский язык. И я решил написать инсценировку сам. В результате получилась не инсценировка, а пьеса. Я люблю исторические романы, поэтому и в пьесе возникла тема «герцога-злодея». Хотя это условно. Подлецов ведь на самом деле нет — подлости совершают хорошие люди. Например, мужчина, любящий женщину, способен на все, чтобы завоевать ее любовь. В спектакле много красивой музыки, красивых девушек, танцев — всего того, что нравится не только детям, но и взрослым. Надеюсь, что получится спектакль интересный не только для детей, но и для их родителей. Такой спектакль для семейного просмотра».
Судя по реакции зрителей, всем удалось найти в увиденном что-то важное для себя, независимо от возраста. И все вместе радовались и улыбались ярким неожиданным режиссерским и актерским решениям, доброму, мягкому юмору, которым буквально пронизана вся постановка. Музыка, как и в музыкальном театре, стала одним из действующих лиц спектакля. Популярные произведения Д. Верди, Э. Грига, А. Хачатуряна, В. Прокофьева, В. Моцарта, П. Чайковского не только ритмически помогали воспринимать драматические коллизии, но и передавали отношение авторов спектакля к событиям и персонажам.
Привлекала и необыкновенная пластика актеров. Многие танцы смотрелись законченными эстрадными номерами, например танцевально-пластическая сцена появления волшебных собак. Успех этого номера для исполнителей — Екатерины Бакай и Анны Сподыревой — особый. Ведь это их дебют на профессиональной сцене. Обе актрисы — студентки третьего курса актерского факультета Харьковского государственного университета искусств имени И. Котляревского. Что уже говорить о работе зрелых актеров, занятых в постановке! Слаженность слов, реплик, ритмов, движений создают особую, неповторимо верно найденную режиссером веселую и немного ироничную атмосферу восприятия спектакля.
Наверное, все это и смогло полностью изменить мое скептическое настроение. Премьера оставила неповторимое чувство особой радости, подарила возможность наслаждаться верой в торжество света и радости.