Которую неделю чиновники всех рангов трубят, что в Харькове назрела необходимость пересмотреть тариф по квартплате, утвержденный семь лет назад. По предварительным данным, он составит от 0,60 до 1,30 гривен за квадратный метр. Засучив рукава, жилищники пообещали все необходимые расчеты провести до конца июля и к 11 августа представить всю необходимую документацию на суд общественности. И тогда вскормленный инфляцией тариф расправит плечи и покажет зубы. Считайте дни...

Предполагается, что оптимизированный тариф будет более дифференцированным, чем нынешний, а следовательно — и более честным. Квартплата напрямую станет зависеть от уровня благоустройства жилья, наличия лифта, систем пожаротушения, дымоудаления... Более того, «меню» для квартиронанимателей опубликуют в газетах, чтобы каждый харьковчанин смог самостоятельно просчитать, сколько же он должен платить жилищникам и за что именно. Негласным инициатором пересмотра тарифа выступил Кабмин, после июльского заседания которого незначительно вырос перечень услуг. Вот только почему-то верится с трудом, что от нововведений улучшится качество обслуживания. Хотя начальник управления жилищного хозяйства Александр Асеев уверяет, что гарантом качества выступит типовой договор, предусматривающий акт-претензию. То есть житель, недовольный той или иной услугой сотрудников ЖКХ, вправе вызвать представителя обслуживающей организации и составить в течение трех дней акт, на основании которого потом будет произведен перерасчет.
Над оптимизацией тарифа жилищники трудятся совместно со специалистами академии городского хозяйства, которых возглавляет проректор Владимир Семенов. Так как повышение квартплаты — вопрос не сессионный, то после массовых обсуждений окончательный вариант с учетом пожеланий будет утвержден на очередном заседании исполкома. Сегодня же люди платят по старинке: тридцать семь копеек, если в доме есть лифт, и двадцать восемь — если нет, но, по словам Александра Асеева, ныне действующий тариф обеспечивает потребности предприятия лишь на 25%. Причем львиная доля собранных средств уходит на выплату заработной платы, а не на материалы и техническое обеспечение.

Начальник управления уверен, что ситуацию необходимо исправлять, немедленно переводя жилищное хозяйство на рельсы коммерческих взаимоотношений, а для этого нужно ввести тариф, который бы мог удовлетворить рынок. «Сейчас мы входим в состояние кризиса, которое может привести к краху жилищного хозяйства, — подчеркивает Александр Асеев. — Так как средств катастрофически не хватает, то приходится отдавать приоритет обслуживанию инженерных сетей, чтобы обеспечить дом теплом, водой, иногда, к сожалению, в ущерб другим услугам, к примеру уборке лестничных клеток, ремонту детских площадок». По мнению начальника управления, сегодня частному бизнесу с жилищниками невыгодно дружить, но если тариф повысить до нормальной рентабельности, то создастся здоровая конкурентная среда. Кстати, попытки организовать несколько коммерческих фирм были в 1999-2000 годах, но они вынуждены были свернуться, не выдержав реалий и наработав долгов.
По словам Александра Асеева, последней каплей, переполнившей чашу терпения жилищников, стала банальная инфляция. Именно она привела к тому, что нынешние тарифы не обеспечивают всего комплекса работ, которые необходимо выполнять. «Если я плачу зарплату, то материалы мне купить не за что, слесарь приходит с пустыми руками, поэтому и от благодарности в денежном эквиваленте он не отказывается». В итоге докатились до того, что на фоне ускоренно растущей «минималки» в Червонозаводском районе зарплата за май платится в июле месяце… Кто даст гарантию, что завтра работники метлы, пилы и гаечного ключа не начнут спешно паковать чемоданы для выхода на заслуженный отдых? Ведь средний возраст дворника сегодня — 52 года. И кто придет им на замену в стране экономистов и юристов? Если раньше людей на этой работе держала квартира, то сейчас такого рычага уже нет: служебное жилье практически отсутствует (80% приватизировано). Александр Асеев считает, что удержать людей сможет только повышение зарплаты. Сегодня она составляет около 400 гривен, жилищники надеются, что после оптимизации тарифа она вырастет до 700 гривен. Пока же укомплектованность дворников — 46%, а уборщиц — 25%.
«Внешние» долги составляют 1,5 млн. гривен лифтовикам, порядка 700 тысяч тепловым сетям, КП «Вода», «Харьковкоммуночистводу»; небольшая сумма набежала и за электроэнергию. И это при том, что сбор платежей от населения сегодня и за 100% бывает. Хотя злостные неплательщики никуда не делись: должны по квартплате ни много ни мало — 38 миллиончиков. Сумму, которая с лихвой уладила бы все недоразумения с коллегами по жилищно-коммунальному цеху или отправила сотрудников ЖКХ в семимесячный оплачиваемый отпуск.
Первой ласточкой, поднявшей в прошлом году среднюю планку тарифа до 0,62 гривны, стала Одесса. Сегодня вопрос оптимизации тарифов актуален во всех городах-миллионниках. В этом году в Харькове шесть тысяч семей проживают в ветхих домах, сколько их окажется в следующем — не знает никто; но если ситуация с финансированием ЖКХ не улучшится, то однозначно — значительно больше. «Главное, чтобы эта экономическая проблема не была переведена в площадь политических дискуссий», — считает Александр Асеев.
P.S. Пытаюсь вникнуть в проблемы жилищников, сочувствую, а рука судорожно тянется к сумочке. Лично мне почему-то мучительно больно за кошелек рядового гражданина: как его ни крути, как ни выжимай — облегчения не будет...

Интересно, что...

Предприятия жилищно-коммунального хозяйства Украины за 6 месяцев текущего года понесли убытки на сумму 485,2 млн. грн., что в полтора раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Об этом сообщили в пресс-службе Государственного комитета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины. Причем самыми убыточными были предприятия ЖКХ Донецкой области (80,5 млн. грн.), Киева (78,8 млн. грн.), Днепропетровской (57,2 млн. грн.) и Харьковской (40,1 млн. грн.) областей, сообщает «Трибуна» со ссылкой на УНИАН.

Комментарий

Виктор Тунников, председатель Харьковского областного отделения Всеукраинской общественной организации «Громадський контроль»: «Повышение тарифа только усилит аппетит. Ведь слесари и электрики в основном живут за «левак» — то, что им дадут в квартире. Я уверен, что сначала нужно реформировать систему и только потом повышать тариф на квартплату. Если мы все услуги переводим на рыночные отношения, так давайте выпишем механизм. Нужно сесть за стол переговоров и разобраться, почему такой перекос: цены на услуги растут, а качество — нет! Мы понимаем, что тех средств, которые сегодня получают коммунальщики за услуги с граждан, не хватает, но нужно, чтобы служба знала и понимала: если она не будет отвечать требованиям жильца, то окажется без работы».