Краткосрочная избирательная кампания, низкая явка избирателей, близость зоны АТО и радикальное разделение общества – такими особенностями отличались нынешние парламентские выборы в Харьковской области.

Явка избирателей – крайне низкая


Особенностью досрочных выборов в Верховную Раду Украины стала исключительно низкая явка избирателей. На избирательные участки пришли лишь 50% избирателей – вторая половина украинского населения плебисцит пробойкотировала. Этот показатель является худшим за всю историю Украины. Для примера, в 1994 и 1998 году явка составила 75%, в 2002-м – 65%, в 2006-м – 67%, в 2007-м – 62%, в 2012-м – 57,98%.

Как сообщает ЦИК по итогам обработки информации со всех 198 избирательных округов Украины, во внеочередных выборах в Верховную Раду приняли участие 52,42% избирателей. Наибольшую активность показала Львовская (70%), Тернопольская (68,28%) и Волынская области (64,85%). Меньше всего людей закономерно проголосовало в Донецкой (32,40%), Луганской (32,887%) и в граничащей с Крымом Херсонской области (41,36%).

Явка по Харьковской области составила 45,32%. Самыми активными оказались избиратели 168-го округа (Дзержинский район Харькова) – 49,26%; 169- го округа (Киевский, часто Московского района Харькова) – 49,23%; 174-го округа (Ленинский и Октябрьский районы Харькова) – 49,16%. Самая низкая явка зафиксирована в округе №181 (Змиевской район, часть Харьковского района) – 41,05%; округе №177 (Изюм, Купянск, а также Боровской, Изюмский, Купянский, Шевченковский районы) – 43,59% и округе №175 (Люботин, Дергачевский район, часть Харьковского района) – 43,72%.

Эксперты объясняют столь низкую активность избирателей тем, что в достаточно сжатые сроки избирательной кампании люди не смогли определиться с выбором за кого голосовать, а посему просто не явились на избирательные участки.

– Сейчас идет процесс перераспределения электората. Попытка убрать с политической арены Партию регионов, за которую фактически 30% проголосовали, вызвало то, что народ голосовал «ногами», то есть просто не пошел на выборы. Поскольку кампания очень скоротечная – всего лишь 57 дней, за это время часть людей так и не смогли определиться, за кого будут голосовать. Поэтому и не пошли на выборы, – прокомментировал ситуацию политолог Валерий Дудко.

По словам председателя Комитета избирателей Украины в Харьковской области Михаила Камчатного, из-за низкой активности электората в первую очередь проиграли политические силы бывшей Партии регионов.

– Явка в Киевском и Дзержинском районах выше, чем в Орджоникидзевском и Фрунзненском. Хотя традиционно в заводских районах явка всегда была выше. Поэтому здесь проиграли бывшие регионалы, которые недополучили эти голоса, – говорит Михаил Камчатный. – Но возможно, им это было и не нужно – поскольку, думаю, была некая договоренность перед выборами между президентом и мэром о том, что президентские силы не вмешиваются в мажоритарную кампанию, а админресурс, который находится под мэром, не мешает пропрезидентской партии – по спискам. И по тем кандидатам, которые выдвинула политпартия Порошенко, можно судить о том, что они не слишком конкурентноспособны.

Переселенцам не до выборов


Еще один фактор, который оказал влияние на нынешние парламентские выборы в Харьковской области – близость зоны АТО, а также множество переселенцев. Однако опасения, что беженцев из Донбасса могут быть как-то задействованы в фальсификации выборов, не оправдались. По словам Михаила Камчатного, эта проблема была разрешена на законодательном уровне путем закрепления процедуры, согласно которой человек может проголосовать не по месту постоянной прописки.

– Да и сами переселенцы особой активности в голосовании не проявили, – отмечает он. – Очень мало людей временно зарегистрировались в Харьковской области и были внесены в списки избирателей на ближайшем участке. При общении с этими людьми, мы увидели, что их мало интересуют вопросы выборов – в основном их внимание акцентировано на бытовых проблемах, с которыми они сталкиваются сейчас и, возможно, столкнутся зимой.

Сказался на исходе выборов и еще один фактор – революционное состояние.

– В связи с этим наше общество радикализировалось, то есть разбилось на две части: первая – это люди, которые выступают за любой мир, лишь бы закончилась война. А вторая – за мир, но при условии победы над Россией, – говорит Михаил Камчатный. – Если посмотреть в разрезе по политическим партиям, то можно сказать, что блок Порошенко выступает за мир, «Единый фронт» – за мир, но после победы. Оценку результатов выборов можно делать даже в этой плоскости.

Почему лидируют бывшие регионалы?


В Харьковской области среди политических партий, участвовавших в выборах, лидирует оппозиционный блок, на втором мечте – блок Петра Порошенко, на третьем – Компартия Украины, затем идут «Народный фронт», Объединение «Самопомощь» и
Радикальная партия Олега Ляшко.

– Результаты были в целом прогнозируемы, – говорит Михаил Камчатный. – Потому что, одним щелчком изменить что-то в головах людей невозможно. Для большинства еще не дошло понятие Евромайдан и принципы, которые на нем закладывались. Все-таки остается значительная часть людей, которые опасаются новых европейских веяний и видят в представителях оппозиционного блока защитников, которые их оберегут от этого. К тому же значительную часть электората, активно голосовавшего на выборах, по-прежнему составляют люди старшего поколения. Никто же реально не читает программы партий и не понимает порой, чем отличается либеральная идеология от социалистической – в основном люди настраиваются на определенную персону. В этих же выборах, с учетом того, что кампания была короткая, а информации очень много – сложно разобраться не только молодому избирателя, но избирателю со стажем. Поэтому молодежь просто потерялась в этом информпотоке и проигнорировала выборы.

По предварительным результатам, оппозиционный блок занимает первое место и во всех мажоритарных округах Харьковской области, за исключением одного. На втором месте -- Блок Петра Порошенко.

– Впервые в Украине избирательная кампания длилась фактически меньше двух месяцев, поскольку некоторые политические силы до последнего не верили, в то, что выборы вообще состоятся. В связи с этим мы выдвигали гипотезу, что преимущество в этой кампании на мажоритарных округах будут иметь два вида кандидатов: во-первых – нынешние депутаты в этих округах и во-вторых, те, кто имеет значительные финансовые ресурсы и могут за это короткое время вложить достаточно средств, чтобы склонить большинство избирателей в свою сторону. По первым результатам подсчета голосов в Харьковской области видно, что наша гипотеза оправдалась. Не исключено, что в большинстве округов выборы выиграют бывшие регионалы, которые раньше были самовыдвиженцами.

– Избрание в мажоритарных округах большинства представителей тех, кто их «вытоптал» заранее, говорит о том, что электорат стабилен – подвижек особенных не было, – говорит Валерий Дудко. – Кто понимал каким-то образом, за кого он голосует – проголосовал также, как и на предыдущих выборах. Сохранение мажоритарщика – первый признак того, что электорат, который пошел на выборы, не ломал голову и просто поставил галочку напротив известного кандидата, – говорит Валерий Дудко.

Несомненно, результаты выборов повлияют и на то, кто будет губернатором Харьковской области, считает Михаил Камчатный.

– Процент, который набрал «Народный фронт», станет одним из аргументов возможных торгов при создании коалиции, распределении губернаторских мест и т. д. Думаю, политический вес нынешнего губернатора Игоря Балуты увеличится еще больше и он останется на своем месте, – предположил Михаил Камчатный.

Серьезных нарушений не было
Как отметил Михаил Камчатный, серьезных нарушений, спосорбных повлиять на результаты выборов, ни в день голосования, ни при подсчете голосов наблюдатели от КИУ не зафиксировали. В основном были проблемы процедурного характера.

– В день голосования, например, связанные с низкой квалификацией членов комиссией. А также было несколько случаев недопуска наших представителей на участки, – говорит Михаил Камчатный. – При подсчете голосов отмечались нарушения последовательности подсчета, попытка заранее заготавливать протоколы, когда члены комиссии ставили подписи в свои пустые протоколы (в основном, это характерно для сельской местности).