Две недели в стране действует Закон Украины «Об очищении власти». За это время и Харьковский горсовет, и облгосадминистрация успели отчитаться о том, что среди их сотрудников люстрируемых нет.

Насколько эффективен закон и для кого, собственно, он опасен?

Как объяснил доцент кафедры конституционного права НЮА им. Ярослава Мудрого Федор Вениславский, лицам, которые в период с 25 февраля 2012 года по 22 февраля 2014 года (иными словами – при президенте Януковиче) более одного года занимали государственные должности – от президента до областных и городских прокуроров включительно – законом запрещено занимать определенные должности в течение десяти лет. Аналогичный запрет будет действовать и в отношении лиц, занимавших менее одного года (но включая период с 21 ноября 2013 года по 22 февраля 2014-го, то есть в дни Майдана) должности руководителей госадминистраций, их заместителей, руководителей представительств министерств и органов исполнительной власти в регионах и прочих чиновников среднего звена и не уволенных по собственному желанию. В этой же группе оказались и начальники органов внутренних дел, налоговой милиции, а также руководители территориальных подразделений МВД и СБУ до уровня начальников райотделов.

Кроме этого, люстрации подлежат лица, занимавшие должности в Коммунистической партии СССР или одной из союзных республик, начиная от секретаря районного комитета и выше, в комсомольских организациях, а также работали в органах КГБ.

Люстрации подлежат и ранее судимые чиновники и сотрудники правоохранительных органов, которые сотрудничали с иностранными спецслужбами, призывали к нарушению территориальной целостности Украины или допустили нарушение прав и свобод человека, признанных Европейским судом по правам человека.

Также под действие закона попадают чиновники, подавшие недостоверную информацию об имуществе в декларациях о доходах или стоимость имущества которых не соответствует уровню законных доходов за период пребывания в должности.

– Закон дает шанс обелить имя участникам боевых действий во время АТО, – уточняет Федор Вениславский.

Казнить нельзя помиловать – кто поставит запятую?


Ответственным назначено Министерство юстиции Украины. Это ведомство утверждает план и порядок проведения проверки и подает его на утверждение в Кабмин. После чего, объясняет Федор Вениславский, начинается непосредственно проверка. На местах ее организация возлагается на руководителя соответствующего органа, к полномочиям которого относится освобождение от должности проверяемого человека.

– Процесс люстрации начинается с подачи сотрудником того или иного органа власти заявления о соответствии или несоответствии люстрационным критериям – руководителю этого органа, имеющему право уволить сотрудника (проще говоря, «по месту работы»), – объясняет Федор Вениславский. – Так, генеральный прокурор подает заявление президенту Украины, а ему самому – его подчиненные. Судьи подают люстрационное заявление председателю суда. При этом существует очередность: сначала проверку проходят вышестоящие руководители, если прошел проверку – обеспечивает организацию проверки своих подчиненных.

Иными словами, очищением власти должна заниматься… сама власть.

– Но тут есть важный момент: нет так называемого «усмотрения руководителя», – подчеркивает Федор Владимирович. – Руководитель только должен сказать, что Иванов, Петров, Сидоров попадают либо нет под действие закона. То есть руководитель не принимает решения кого оставить, а кого помиловать. Например, декларацию о доходах проверяют органы государственной фискальной службы.

О результатах проверки соответствующий орган готовит заключение. Причем оно может быть обжаловано в суде. Не прошедший проверку, должен быть освобожден от должности и в течение пяти или десяти лет (в зависимости от люстрационного критерия, который был нарушен) не может работать на госслужбе или в должности судьи. Сведения об этих лицах вносятся в Единый государственный реестр лиц, размещенный на сайте Минюста.

Какова роль общественности?


Для общественного контроля за процессом очищения власти Минюст в течение месяца со дня вступления в силу закона должен создать при ведомстве совещательный общественный орган по люстрации. В его состав должны войти представители СМИ и общественности.

– Однако ни роль, ни полномочия этого органа в законе четко не прописаны, – отмечает Федор Вениславский. – Сказано лишь, что Минюст на своем веб-сайте размещает информацию о каждом органе государственной власти, в компетенцию которых входит проведение проверки, а также о совещательном общественном органе по люстрации. Физические и юридические лица в течение месяца со дня начала прохождения проверки могут подать туда информацию о лице, в отношении которого проводится проверка.

Как уточнил один из авторов Закона «Об очищении власти» Егор Соболев, о проверке каждого чиновника, правоохранителя или судьи будет сообщаться на сайте Минюста. Там же будет размещаться и декларация этого человека о его доходах и имуществе.

– Таким образом, каждый гражданин получает возможность включиться в контроль за проверкой. Помогите им ничего «не забыть» из своего имущества и пройти проверку так, как на самом деле требуют интересы государства по очищению власти, – призывает Егор Соболев.

В горсовете и ХОГА люстрировать некого?


На данный момент в Харьковском горсовете не нашли сотрудников, подпадающих под действие Закона «Об очищении власти».

– Руководителям исполнительных органов горсовета было поручено обеспечить проверку сведений, содержащихся в личных делах подчиненных сотрудников.

По результатам проверки лиц, занимавших до поступления на службу в Харьковский горсовет совокупно не менее одного года в период с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014 года должности, определенные ч. 1 ст. 3 Закона Украины «Об очищении власти», выявлено не было, – говорят в пресс-службе горсовета.

Нет люстрируемых сотрудников и в аппарате Харьковского облсовета, сообщили в пресс-службе облсовета.

Риск люстрации должностных лиц органов местного самоуправления наименьший, считает Федор Вениславский.

– Люстрации не подлежат народные избранники (депутаты советов, сельские, поселковые, городские головы, народные депутаты, президент Украины), а также кандидаты на выборные должности, – поясняет Федор Вениславский. – Если они, конечно, не сотрудничали со сцецслужбами как информаторы; не предпринимали действия или бездеятельность, направленные на подрыв национальной безопасности и обороны территориальной целостности Украины; не призывали к нарушению территориальной целостности и суверенитета Украины, не разжигали межнациональную вражду; не нарушали права человека; не препятствовали проведению мирных массовых мероприятий – но только на основании решения суда.

В Харьковской облгосадминистрации проверка еще проводится. Но губернатор Игорь Балута уже поспешил заявить, что в аппарате ХОГА некого люстрировать. Единственный, кто подпадал под действие закона, -- его заместитель Василий Хома – подал в отставку до вступления в силу закона.

– В ХОГА ни один человек не попадает под люстрацию, – подчеркнул советник губернатора Сергей Стороженко, курирующий вопросы очищения власти. – У нас нет людей, которые служили при Януковиче. Нет у нас и тех, кто преследовал наших сограждан в период Майдана.

Есть вероятность, что люстрированных вернут


К слову, как отмечает Федор Вениславский, подписанный президентом Закон «Об очищении власти» существенно отличается от варианта, принятого в первом чтении.

– После первого чтения в законе было шесть разделов и 20 статей, а в действующем – всего-навсего восемь статей, – говорит он. – Закон был принят буквально перед выборами, с нарушениями процедуры. И нынешний вариант документа вряд ли приведет к кардинальным изменениям. К тому же если закон будет признан неконституционным, то все увольнения фактически утратят силу.

А в законе, по его словам, много положений вызывают сомнения в их конституционности.

– Например, сам факт работы при Януковиче автоматически влечет за собой люстрацию. Хотя вполне возможно, человек, занимавший эту должность, никаких противоправных действий не совершал. А это – отсутствие индивидуальности вины, что является нарушением конституционных принципов, – говорит Федор Владимирович. – Нарушение прав человека по признакам профессиональной деятельности тоже вызывает сомнения по поводу конституционности.

Закон недоработан и выхолощен


Советник губернатора Сергей Стороженко также считает, что закон о люстрации своевременен, но не доработан.

– Как можно люстрировать человека за то, что он окончил конкретный вуз? Я говорю о высшей школе КГБ, – говорит Сергей Стороженко. – Человек окончил высшую школу КГБ и после получения Украиной независимости работал за границей в разведывательной резидентуре. Польза огромная! Вернулся, приступил к службе, а ему говорят: мы тебя перечеркиваем, потому что ты 25 лет назад окончил высшую школу КГБ. Это глупость. Да, было в КГБ так называемое пятое управление, сотрудники которого занимались преследованием инакомыслящих, – их и люстрируйте. Но те, кто проработал в разведке, в том числе внешней, рискуя жизнью ради интересов нашего государства, почему должны быть наказаны? В том числе агентура. Да вся оперативная работа, в том числе разведка, построена на агентурной деятельности. А мы сейчас говорим: людей, которые отдали здоровье, работая за границей в интересах нашей страны, давайте выгоним – оставим без работы и пенсии.

Политолог Валерий Дудко уверен: закон не отвечает требованиям, которые были сформулированы Майданом.

– Предоставленное чиновникам право люстрировать чиновников напоминает поговорку: ворон ворону глаз не выклюет. Оценить действия чиновника с той или иной позиции может только народ, – убежден политолог. – Например, были заявления, что ни в горсовете, ни в облгосадминистрации люстрировать некого. Но кто рассматривал декларации и определял, что чиновник имел право построить себе домишко за 100 млн евро или купить авто за 45 тысяч долларов при заработке в пять тысяч гривен? И почему народных депутатов исключили из процесса люстрации? Они что, не граждане Украины? И почему прокуратура и суд лишь опубликуют списки, кого они люстрировали? А где сам процесс? То есть нынешний закон – это какая-то усеченная люстрация.

А политолог Георгий Милюха говорит, что Закон «Об очищении власти» – ни что иное как «охота на ведьм».

– Этого вообще не нужно было делать (принимать этот закон. – ред.), поскольку существуют законы Украины, морально-этические нормы, которые никто не отменял. Об этом написано в десятках законов и подзаконных актах. Зачем создавать новую структуру? – недоумевает он.