К 64-й годовщине боев под Харьковом чехословацкого батальона «Свобода»

Давно отгремели бои с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, ушел в прошлое и памятный бой в с. Соколово 8 марта 1943 года чехословацкого батальона «Свобода» с отборными войсками эсэсовской дивизии «Мертвая голова».

Пожелтели страницы фронтовых газет, покрылись паутиной и поржавели многие свидетельства того жестокого и героического времени. Но вечными памятниками солдатам-добровольцам чехословацкого подразделения и советским бойцам, совместно вступившим в жестокую и неравную борьбу за свою Родину, остаются произведения искусства.

Запечатленный бой

Вот уже почти 40 лет в музее Боевого братства в с. Соколово Змиевского района экспонируется диорама Соколовского боя. Полотно длиной 20 м и высотой 6 м, натянутое на металлический подрамник. Передний фон включает в себя макетирование в виде заснеженных окопов, траншей и ходов сообщения с разными предметами военного времени. Над этой диорамой почти 1,5 года трудились замечательные харьковские художники В.В. Парчевский, И.Я. Эфроимсон и В.Л. Мокрожицкий.

Двое из них: Всеволод Парчевский и Илья Эфроимсон — оба вчерашние фронтовики, прошли трудными дорогами войны и о ней знали не по рассказам и не из книг. В 1940 г. оба поступили в Харьковский художественный институт, где и познакомились. Но, проучившись только год, вынуждены были оставить учебу. Пришла война. Парчевский сражался у Смоленска и в Сталинграде, штурмовал неприступный днепровский вал, освобождал Будапешт и Вену. Эфроимсон воевал в Белоруссии, Польше и в Германии. Войну закончил в Берлине.

И после Победы они встретились в 1945 году в Харькове, где снова сели за учебу в Художественном институте. А после его окончания многие их работы, — полотна и литографии — были посвящены войне. Одна за другой выходят такие картины Парчевского — «Защитники Сталинграда», «Сталинград», «Отокар Ярош», «Дорогами войны», «Соколовцы» и др. Эфроимсон пишет «1941-й» и «Освобождение».

Вилли Мокрожицкий, уроженец Харькова, увидел жестокое лицо бесчеловечной войны в оккупированном немцами городе. Он был самый молодой из троих художников и по возрасту не мог призываться в армию. Но тем больше его юное, впечатлительное сердце запомнило и расстрелы мирных граждан, и комендантский час в городе, и голодные, страшные годы.
Оттого так органично и образовался их тройственный союз и родилась творческая дружба этих художников военного поколения. Прежде чем писать диораму, на месте боев в Соколово они ознакомились с местностью, осмотрели оставшиеся окопы и траншеи, изучили по документам характер прошедших там боев. Затем приступили к работе. Эскизы писали углем на отдельных холстах. После этого их клеили, зачищали, грунтовали...

Упорный и кропотливый труд над диорамой художники проводили в мастерских Художественного фонда, которые находились в доме с балюстрадой и скульптурными фигурами на ул. Сумской, что напротив памятника Т.Г. Шевченко. В просторных помещениях и можно было развернуть холст во всю длину.

В конце 1967 г. диорама была закончена и настал момент ее установки и торжественного открытия в новом здании музея «Советско-чехословацкой дружбы» в с. Соколово. Диорама изображает начальную стадию боя, когда 14 немецких танков в сопровождении пехоты двинулись на позиции защитников села со стороны хутора Гонтари, чехословацкие воины бросились в контратаку на врага, а советские артиллеристы ведут бой с фашистами.

Впереди своих бойцов 1-й роты, увлекая их за собой, идет мужественный и спокойный Отокар Ярош. Чуть позади, в паре шагов от него, бежит как всегда надежный Антонин Сохор. На втором плане нещадно косит фашистов из «Максима», мстя за Лидице, за Лежаки, Венделин Опатрный, а в яру подбадривает бойцов неунывающий Ян Недвидек. А на самом переднем плане, куда спешат на помощь бесстрашные воины Отокара Яроша, вступили в рукопашную схватку советские артиллеристы под командованием Николая Мутле. Храбрый лейтенант Н. Мутле и его расчет отчаянно отбивают бешеную атаку эсэсовцев, не испугавшись большого превосходства наступающих фашистов.

Живописное полотно и вся диорама в Соколово стали настоящим гимном боевому братству, выручке и истинной дружбе бойцов разных национальностей, представителей многих угнетенных народов, оказавшихся оккупированными войсками Гитлера. Здесь впервые показаны взаимовыручка, патриотический порыв и совместные боевые действия воинов братских народов против гитлеровских полчищ в Великой Отечественной войне. Это первая и пока единственная диорама в нашей стране, раскрывающая силу и непреходящее значение совместной борьбы народов-братьев против фашизма.

И написали ее наши земляки — прекрасные, талантливые художники, чей жизненный подвиг навечно запечатлен в образах бессмертного художественного произведения — Всеволод Владимирович Парчевский, Илья Яковлевич Эфроимсон и Вилли Леопольдович Мокрожицкий!

Поэзия воина

Один из участников памятного боя в Соколово, командир стрелкового взвода, подпоручик Рихард Тесаржик (на фото) смело вступил в тот исторический день в схватку с врагом в составе всей легендарной роты Отокара Яроша. Как и для большинства бойцов этой роты, жестокий бой под Соколово стал боевым крещением, огненной ступенью, на которую ступили бесстрашные бойцы первой роты чехословацкого батальона «Свобода». 120 бойцов навечно остались лежать в тот день на боевых рубежах своего подразделения на полях под Соколово и на последних рубежах обороны в самом селе. Теперь они лежат все вместе и спят вечным сном в братской могиле в центре села. За этот бой подпоручик Рихард Тесаржик был награжден советским орденом Красной Звезды и чехословацким военным Крестом 1939 года.

После первого трудного боя Рихарда Тесаржика направили на краткосрочные курсы в Тамбовское танковое училище. После их окончания в составе бригады был направлен на фронт, где сразу вступил в бой за освобождение Киева. На своих легких стремительных танках Т-70 командир взвода Р. Тесаржик сеял панику и нагонял страх на отступающих немцев на улицах Киева. За эти бои он был представлен к званию Героя Советского Союза. Затем были тяжелые бои под Белой Церковью за освобождение Западной Украины, тяжелейшие бои на Дуклинском перевале в Карпатах, где он был ранен и потерял левый глаз.

Но мужественный воин остался в строю. После войны — воинская служба на разных должностях, был командиром танковой дивизии, дослужился до высокого чина генерал-майора. Но не отпускала боевого офицера война, являлась она ему в снах и воспоминаниях. Особенно волновал Рихарда Тесаржика его первый бой, бой, в котором ему пришлось вступить в схватку с вышколенными гитлеровскими полчищами эсэсовцев, не знавших жалости и сострадания, — бой за Соколово...

И, может быть, поэтому за два дня до своей неожиданной, трагической кончины нахлынули на бывалого, закаленного воина давние воспоминания, вспомнился мартовский кровавый снег и затерянное в степях село Соколово, за которое полегли многие его боевые товарищи.

Взял он перо и написал стихотворение — как завещание о своей жизни, о том, что было в ней дороже всего:
Соколово — село на Украине.
В Соколово спаленный был камень,
Спалена кровь на нем,
спален на прах был порог,
Что мог быть положен
К новым дверям отчизны.
Тяжело было там
дойти до цели
Без принуждения
посланным юношам,
горел в котле красный цвет.
Нет цены той краске
И за нее нельзя заплатить…

Пусть простят меня читатели за отсутствие таланта в переводе поэтических строк. Стихотворение было написано автором так называемым «белым стихом». Но в этих поэтических строках живо и глубоко передана вся трагедия молодых юношей, впервые вступивших в бой с ненавистным врагом. Это о той краске в нем сказано, что окрашивала снег в красный цвет...

Из воспоминаний жительницы Соколово Анны Владимировны Миргород: «Многие жители села во время боя 8 марта 1943 года прятались по погребам. Мы — несколько человек детей и взрослых — тесно набились в глубокий погреб и с ужасом пережидали в нем страшный бой. Сверху постоянно раздавались разрывы снарядов, стоял сплошной гул, земля тряслась и содрогалась. Вцепившись друг в дружку, дрожа от страха, мы дожидались окончания боя.

Наутро следующего дня, когда настало затишье, мы отважились выйти наверх. Мне было всего 5 лет, но, как только глаза привыкли к свету, первое, что мы с ужасом увидели — это был снег. Кругом, сколько видно было, лежало месиво из снега, земли и крови…. Розово-красный от пролитой крови, густой, кровавый снег...»

После Соколовского боя в жизни Р. Тесаржика было еще много жестоких и тяжелых боев. Но этот первый бой остался самым памятным в его фронтовой биографии. Стихотворение свое Рихард Тесаржик написал 25 марта 1967 г., как будто предчувствуя свою близкую кончину. А 27 марта он умер от инсульта.

Чехословацкий корпус Людвига Свободы, в котором воевало много стойких и верных защитников Родины, в том числе Р. Тесаржик, потерял за годы войны убитыми 5 тысяч бойцов, многие из которых погибли за освобождение нашей Украины. Пусть же всегда живут в памяти потомков имена воинов, отдавших свои жизни за будущее нашей родины!
Вечная слава героям!