Главный санитарный врач города Татьяна Колпакова объяснила, какие меры может предпринять потребитель при обнаружении некачественных продуктов питания.

На брифинге в горсовете Татьяна Колпакова отметила, что на харьковских рынках нарушений санитарного законодательства очень много. Нет директора рынка или торговой площадки, который не был бы оштрафован за всевозможные огрехи. А журналистов заинтересовал еще один насущный вопрос — безопасность продаваемых на рынках продуктов. Рынок состоит в основном из двух частей, объяснила Татьяна Колпакова: там торгуют и на открытых рядах, и в торговых закрытых помещениях — киосках и маленьких магазинчиках. Всю продукцию, которой торгуют на открытых местах, контролирует ветеринарно-санитарная служба: на каждом рынке существует ветеринарная лаборатория, и без экспертизы и получения разрешения этой лаборатории реализатор не имеет права торговать. А санэпидемслужба контролирует объекты торговли — киоски, маленькие магазины, которые тоже находятся на территории рынка. Главный санитарный врач города считает, что по форме организации торговой деятельности рынки давно должны были себя исчерпать, а на смену им должны прийти цивилизованные торговые центры. Но рынки существуют, и большая проблема их санитарного состояния и качества продуктов остается.
Тем не менее просроченные и подгнившие продукты могут подсунуть не только на рынках. Еду с откровенным душком можно купить и в крупных супермаркетах, доверившись торговому мастодонту или соблазнившись ласкающим слух словом «акция». (Корреспондент «Вечерки», например, приобрела как-то на день рождения ребенка просроченное на полгода детское шампанское и гнилой ананас). Поэтому у Татьяны Михайловны спросили, как часто удается санэпидемстанции выявлять нарушения именно в солидных, вовсю разрекламированных магазинах.
Татьяна Колпакова ответила, что подобные нарушения действительно случаются в супермаркетах. Но уследить за ними трудно: их СЭС имеет право проверять только согласно плану — один раз в квартал.
Субъекту хозяйственной деятельности, естественно, известно, что работники СЭС имеют право приходить лишь ежеквартально — поэтому он вполне может, зная о строгой периодичности контроля, допускать в промежутках реализацию некачественной продукции. Но если потребитель заметит просроченную или некачественную продукцию и сообщит в санэпидемстанцию — работники СЭС по заявлению граждан имеют право выйти на внеплановую поверку. Закон об обращении граждан, сказала Татьяна Колпакова, требует письменного обращения, но СЭС сегодня реагирует и на устное обращение: не всякий хочет писать, к тому же пока человек напишет, а письмо дойдет — пройдет время и продукция может исчезнуть с прилавков. Татьяна Колпакова заверила, что если жалобы касаются продуктов питания — СЭС реагирует и на телефонные звонки и сразу выходит на проверку. Звонить главный санитарный врач города рекомендует в приемные районных и городской санэпидемстанций.
Напомним, что поврежденная кожура плодов плохо вымывается и тем самым создаются условия для скопления микроорганизмов, в том числе и возбудителей кишечных инфекций — особенно вирусных. Даже чуть-чуть подгнившие фрукты-овощи есть нельзя. Гниль на плодах — это не только изменение вкусовых и пищевых качеств, но и поражение микробной флорой: плесенью, дрожжами. Попадание таких микробов в организм человека чревато обсеменением этой микрофлорой. Если гниль появляется в одной части плода — другая тоже уже непригодна для еды: там накапливается афлатоксин — продукт жизнедеятельности плесневых микроорганизмов. Он очень негативно влияет на здоровье и может вызвать отравление.