8 ноября в 17:00 в Харьковском академическом театре музыкальной комедии состоится праздничный концерт по случаю 85-летия театра.

В начале ноября Харьковский академический театр музыкальной комедии празднует  юбилей. Этому театру возраст – не помеха: его миссия – даже в самые непростые времена блистать феерическими представлениями и дарить праздник.

Сегодня в стране всего три театра подобной направленности. Харьковский стал первым государственным театром музкомедии в Украине — он открылся в 1929 году, когда Харьков был столицей республики, рассказывает директор театра Игорь Коваль. Киевский театр оперетты родился в 1934 году и лишь в 1947 году – Одесский театр музкомедии.

– Мы – штучный товар, нас мало, и потому нам нужно ставить яркие премьеры, ездить на гастроли, делиться спецификой жанра, который всегда был жизнерадостным и жизнеутверждающим. У нас умирают на сцене только в «Юноне и Авось». В опере к концу первого акта – уже два трупа, у нас дело к свадьбе идет, – улыбается Игорь Коваль. – А потому надо работать и трезво оценивать ситуацию в стране. Мы работаем в условиях ограниченного финансирования. Что касается окупаемости, давайте смотреть трезво. Ни один в мире репертуарный театр не является окупаемым: это всегда планово убыточное предприятие с элементами хозрасчета. На вырученные от билетов деньги мы ставим спектакли, покупаем костюмы, изготавливаем декорации, ездим на гастроли. Мы хотим сделать мир лучше, а потому нужно смотреть вперед с оптимизмом

Без мечты ничего не будет


Долгие годы муссируется вопрос о переезде театра музыкальной комедии в другие помещения – в частности, в ХНАТОБ. Но театр мечтает о собственном дворце.

– Сейчас у нас есть помещение на ул. Карла Маркса, есть возможность выступать в театре оперы и балета – и на большой, и на малой сценах. В идеале хотелось бы, чтобы театр музкомедии имел отдельно стоящее приспособленное здание, – говорит Игорь Коваль. – Когда я бываю в других городах, смотрю на здания драматических театров, во мне рождается несвойственное мне чувство – зависть: там аппаратура, красота, возможности. Когда-то для нашего театра рассматривали золотое место – прямо на площади Свободы, там же, где собирались строить библиотеку имени Евгения Кушнарева. Так и вижу – к театру подъезжают экипажи, из карет выходят нарядные дамы – почему бы вместе с ипподромом не организовать такой маршрут? Да, это мечта, но без мечты ничего не будет. Я отслеживаю поступление в консерваторию талантливой молодежи, присматриваюсь к студентам. Мы растем, и если будем сильными и самодостаточными, у властей просто не будет иного выхода, как нам помогать. Надеюсь, война закончится, и все у нас будет хорошо.

К юбилею
К концу юбилейного года Игорь Коваль планирует выпустить книгу о об истории Харьковского академического театра музыкальной комедии.

Ее героини азартны, как она сама


Дольше всех из актерской братии служит в музкомедии лауреат муниципальной творческой премии, заслуженная артистка Украины, стипендиат государственной стипендии Алла Хорольская – долгожитель, или, как она сама себя называет, «реликт» Харьковского академического театра музыкальной комедии. Впервые актриса переступила порог театра более полувека назад.

В 1963 году Алла Хорольская окончила студию по подготовке актерских кадров при Киевском театре оперетты (класс народного артиста СССР Олега Борисова) и пришла в Харьковский театр музкомедии прямо со студенческой скамьи.

– Меня оставляли в Киеве, но я не захотела: там было много актрис моего плана, и я решила, что в Харькове буду более востребованна. И не ошиблась, – признается солистка театра.

В театре Аллу Хорольскую характеризуют как каскадную артистку с яркой харизмой и точным попадание в образ. За годы работы она воплотила больше сотни образов в спектаклях классического и советского репертуара, в том числе сыграла главные роли в нашумевших в спектаклях «Товарищ Любовь», «Баядера», «Голубая мазурка», «Последний чардаш». Ее героини так же темпераментны и азартны, как и она сама. Каждая сыгранная роль – любимая, но точнее всего ее характеру соответствует колоритная Ханума, которую она сыграла в постановке народного артиста Советского Союза Владимира Канделаки.

– Это сумасшедшая роль – в ней много музыкальных номеров с богатым грузинским колоритом. По характеру я очень темпераментная и чувствительная: меня все трогает, все волнует, я тревожусь и за театр, и за роли. Я знаю, что так переживать нельзя, но такой уж у меня характер, – признается артистка.

Оперетта – далеко не легкий жанр


– В театре музкомедии очень сложно работать, потому что артистка должна петь, как героиня, танцевать, как солистка балета, быть актрисой на уровне драматического театра и при этом обладать хорошей внешностью. Сохранить молодость невозможно: вы же не прибьете кожу гвоздями к черепу, но поддерживать физическую форму необходимо, — говорит Алла Хорольская. – Актриса в нашем жанре ни в коем случае не должна расползаться. Мне в этом смысле повезло: ем все, что хочу и когда хочу, – видимо, мой организм сжигает все лишнее. Когда я в 1963 году пришла в театр, с нас снимали мерки, и по этим меркам на меня шили костюмы около 25 лет. Я продолжаю танцевать на сцене. Конечно, теперь у меня нет такого батмана, как прежде, но двигаюсь в пределах роли и предложенных балетмейстером па.

Сейчас яркая актриса по-прежнему востребованна – играет Одарку в «Сватанье на Гончаровке», Цецилию в «Графине Марице», Мисс Жаксон в «Барышне крестьянке», мадам Дюпон в «Принцессе цирка», княгиню Воляпюк в «Сильве». К слову, в театре музкомедии снова планируют ставить «Хануму», в которой Алла Хорольская солировала множество раз.

– Хануму играть не буду и не хочу – в свое время наигралась. Но я присматриваю себе другую роль.