К трудам Моисея Фабриканта, чье 150-летие отмечается в этом году, обращаются даже современные специалисты в области челюстно-лицевой хирургии. Его руки и талант оказались крайне востребованными в Первую и Вторую мировые войны.

Хирургией «заразился» от Пирогова


Моисей Фабрикант родился 17 ноября 1864 года в небольшом селе Шумилово Подольской губернии – ныне Бершадский район Винницкой области. Это всего в нескольких десятках верст от села Вишня, где тогда жил и работал выдающийся хирург Николай Пирогов.

– Говорят, что Пирогов оперировал Моисея Фабриканта, когда тот был ребенком. Возможно, детские впечатления, а также популярность Пирогова в народе зародили у Моисея Борисовича любовь к медицине уже в ранние годы, – предполагает завотделом научной медицинской информации и библиографии Харьковской научной медицинской библиотеки Ольга Микулина. 



В 1884 году юноша поступил на медицинский факультет Императорского Харьковского университета, оканчивает его с отличием, после чего навещает родное село уже как специалист.

– В автобиографии Моисей Борисович подчеркивает, что ежегодные поездки в Шумилово в течение 12 лет оказали значительное влияние на развитие его как врача и ученого. На родине по примеру Пирогова он оперировал приезжающих к нему из трех губерний больных. Очевидно, что их было немало, ведь в огромном Ольгопольском уезде был всего один сельский врач, – говорит Ольга Микулина.

После выздоровления оперированного Фабрикантом в обычной сельской хате пастуха, которому бык распорол живот, и прозревшего после удаления катаракты старика-бандуриста весть о «шумиловском докторе» разлетелась по всей округе. 

Харьковский Преображенский


Биография Моисея Борисовича во многом напоминает судьбу профессора Преображенского в булгаковском романе «Собачье сердце». В 1900 году Фабрикант построил дом на Театральной площади (ныне – площадь Поэзии, 5). Место выбрал не случайно – рядом с театром, поскольку Фабрикант всегда слыл тонким ценителем искусства. При этом заказчик заказал архитектору Здиславу Харманскому, чтобы дом служил не только жилищем, но и хирургической лечебницей. Там и открылась в 1901 году  Хирургическая лечебница и ортопедический институт доктора М.Б. Фабриканта.

«Специально построенное здание со всеми необходимыми приспособлениями, водяное отопление с принудительной постоянной вентиляцией, дающей двукратный обмен воздуха в час, электрическое освещение; при лечебнице имеется рентгеновский аппарат. Прием стационарных больных во всякое время; приходящих от 6-7 часов вечера ежеденно. Гимнастика и ортопедическое лечение в известное время по взаимному соглашению. Ординатор лечебницы Яков Борисович Брандсбург» – информировал «Медицинский указатель».

Сегодня в бывшем доме-клинике Фабриканта размещается Харьковская научная медицинская библиотека.

– Парадное крыльцо, небольшой холл, беломраморная лестница, ковка на перилах, оконные рамы, лепнина, подъемник – все сохранилось, – говорит одна из работниц библиотеки. – На первом этаже доктор принимал больных, на втором находился стационар, а третий этаж занимало семейство Фабрикантов.

В советское время дом-клиника Фабриканта был национализирован, в распоряжении доктора оставили несколько комнат на третьем этаже.  Национализировали и личный автомобиль ученого – «Опель». По этому поводу Моисей Борисович шутил, что «советская власть поставила меня на ноги, отобрав автомобиль». Дом ученого, волею судьбы, всегда оставался медицинским учреждением. Сначала здесь находилась 25-я больница, затем кафедра протезной стоматологии Харьковского стоматологического института (Фабрикант был одним из основателей института, первым завкафедрой хирургической стоматологии), позже – кафедра паразитологии Института усовершенствования врачей и клиника 27-й больницы. В 1985-м в нем обосновалась медицинская библиотека, где хранятся научные труды Михаила Борисовича.

Первый памятник жертвам фашизма установил Фабрикант


Как утверждает краевед Дмитрий Григорьев, после смерти Моисея Борисовича об ученом забыли. Конечно, медики пользовались его трудами, но через несколько десятилетий в Первой столице уже никто не мог сказать, где похоронен Фабрикант.

– Лет пять назад мне в руки попала информация об Императорском Южно-Русском  автомобильном клубе. Председателем его значился некто Фабрикант М.Б. Начал собирать информацию, беседовать с людьми, которые его знали. Нашли его могилу на кладбище № 2. На днях закончил полную его биографию, а к юбилею готовим фильм о нем, – говорит Дмитрий Львович.

Краевед поделился с «Вечерним Харьковом» малоизвестными обстоятельствами жизни ученого. Единственная дочь Моисея Борисовича Евгения с детства была больна туберкулезом костей. Отец делал все, чтобы  вылечить ее, но в 35-36 лет она умерла. От горя жену ученого Софью Исааковну парализовало.

– Перед оккупацией Харькова Моисея Фабриканта отправили в эвакуацию в Киргизию. Говорят, что он отказывался уезжать без больной жены, но адъютанты главнокомандующего войсками Юго-Западного направления Семена Тимошенко увезли ценного медика принудительно. Свою жену Моисей Борисович больше не увидел – ее расстреляли фашисты. Некоторые считают, что каратели повесили ее на балконе собственной квартиры, – рассказывает Дмитрий Григорьев.

По возвращении в Харьков Моисей Фабрикант первый в городе увековечил память жертв фашизма, установив в районе Сабуровой дачи памятник (спустя время тот исчез). 

Медики чтят Фабриканта


Моисей Борисович Фабрикант умер 27 декабря 1951 года в своей квартире на пл. Поэзии. О его смерти узнали только через несколько дней, когда в банке напротив заметили, что в окнах третий день не гаснет свет. Через несколько лет на могиле ученого был установлен памятник с надписью «Заслуженному деятелю науки Профессору Моисею Борисовичу Фабриканту от благодарного ученика Н.И. Заславского».

Работы Фабриканта не устарели и по сей день. Завкафедрой хирургической стоматологии, челюстно-лицевой хирургии и стоматологии Харьковской медицинской академии последипломного образования, профессор, доктор медицинских наук Ирина Лесовая отыскала в архивах медицинской библиотеки и издала лекции Фабриканта, которые он читал студентам будучи завкафедрой в Харьковском стоматологическом институте.

– О Фабриканте мне рассказала моя учительница и свекровь Нина Денисовна Лесовая, под руководством Моисея Борисовича она писала кандидатскую диссертацию. И если Нину Денисовну я считаю своей мамой в науке, то Фабрикант — мой дедушка. К работам ученого я обращаюсь, когда работаю над проблемами реконструкции области лица. Его техника хирургического вмешательства была настолько совершенна, что не устарела до сих пор. Он одним из первых стал заниматься реконструктивной хирургией лица, челюстей и нервных тканей. Много времени уделял исследованию опухолей лица и челюстей, лечению гнойно-воспалительных процессов, диагностике и лечению слюнных желез, – подчеркивает медик.

Фабрикант стал прототипом еще одного литературного персонажа
Фабрикант оставил след и в художественной литературе – в романе-трилогии «На этом свете не соскучишься» о жизни харьковской интеллигенции середины 40-х годов XX века. Ее автор – Израиль Заславский, сын того самого благодарного ученика Фабриканта Наума Израилевича.

– Многие литературные персонажи в романе узнаваемы. Особенно Исай Борисович Крикун, прототипом которого явно стал Моисей Фабрикант, – уверяют знатоки биографии ученого.