Местные краеведы и представители туристического бизнеса решили выяснить, могут ли мифы и легенды помочь развитию туризма. А пока специалисты совещаются, харьковчане не устают «переписывать» историю своего края.

Как считает и.о. областного коммунального учреждения «Харьковский организационно-методический центр туризма» Валентина Холодок, региону не хватает своего бренда.

– Туристический потенциал области огромный. Возможно, привлечь внимание к историческим местам и сделать популярными музеи помогут легенды. Пока наш проект на стадии концепт-идеи, ждем конкретных предложений, – говорит Валентина Холодок.
Однако в wентре уже собрали около десятка самых распространенных легенд Слобожанщины.

Стоит ли всему верить?


Фольклористы и этнографы считают, что использовать легенды для привлечения туристов, не совсем уместно, поскольку многие из них не имеют под собой реальной основы или значительно искажены. Существовал ли казак Харько, правдивы ли легенды Шаровского замка и т. д. – предмет для изучения. Но практики-экскурсоводы и специалисты туристического бизнеса возражают, что даже если таких историй и персонажей не было, их стоило бы выдумать. Красиво изложенная и ярко поданная легенда способна привлечь тысячи туристов. Пока же Харьковщина не избалована вниманием иностранцев. Так что нужно понять, чем издавна славилась Слобожанщина, уверена специалист отдела «Украиника» Харьковской национальной библиотеки им. В.Г. Короленко Светлана Овчинникова.

– Например, большими ярмарками, которые проводились до 1870 года — их было 53. Также в Харьковской губернии существовало много конезаводов. За породистой лошадью к нам приезжали немецкие и австрийские купцы. Даже на губернском гербе, который был символом региона с 1883 по 1887 год, была изображена конская голова на серебряном фоне, – рассказывает исследователь края.

Также Харькощина может привлечь туриста возрождением традиционных ремесел и промыслов: таких как лозоплетение. При этом слобожанские мастера плели не только корзины, но и мебель, беседки-альтанки и другую утварь.

Завлечь иностранцев можно и экстремальным туризмом, уверен экскурсовод Игорь Денисенко, в частности экскурсиями по харьковским подземельям.

– Там как раз без легенд не обойтись, – улыбается он. 

Как казаки слона съели


С задачей по рождению легенд народ веками справляется и без ученых, нужно только не лениться записывать, говорит исследователь истории Слободской Украины Андрей Парамонов.

– Желание приукрасить действительность и привлечь внимание к своему населенному пункту иногда действительно идет вразрез с историческими фактами, но это всегда интересно. Например, жители села Мечебилово в Барвенковском районе рассказывают, что их населенный пункт имеет древнюю казацкую историю. Хотя официальная дата его основания – 1776 год, когда Запорожской Сечи уже не существовало. Тем не менее селяне придумали легенду: якобы казаки из их села после похода на Крым привели с собой слона. Они хотели развести эту живность, чтобы продавать потомство. Но оказалось, что пару слону взять негде и тогда казаки решили его съесть — ели две недели, – пересказывает легенду исследователь.

Также, видимо, посчитав объяснение названия села по фамилии князя Мечебилова, его основавшего, не особо привлекательным, жители предлагают свою версию. По их мнению, когда мужчины были в походе, женщины, обороняясь от татар, били мечом по головам басурман из церковного лаза, где укрывались от разорителей. Отсюда и Мечебилово — поясняют они.

Бывает, провести границу между легендой и действительностью невозможно, признает директор Центра краеведения им. академика П.Т. Тронько ХНУ им. В.Н. Каразина профессор кафедры историографии, источниковедения и археологии Сергей Куделко.

– Многие легенды стали былью после изучения их историками, поэтому может и кости слона, которого съели казаки, тоже найдут, – говорит историк.

В каждом уголке Слобощанщины живут сотни легенд


Поделилась местными легендами с популяризаторами туризма и хозяин частного дома музея Слобожанского быта в селе Нижняя Озеряна (Харьковский район) Елена Елагина. Одна из самых популярных связана с иконой Озерянской Божьей матери, которая якобы была чудесным образом найдена косарем, случайно разрубившим ее пополам. Опечаленный, он принес пострадавшую икону домой. Но наутро она исчезла. Икону нашли на лугу, на прежнем месте целой, а перед образом горела свеча. Рядом бил родник ключевой воды.

– Источник существует и сейчас. Вода там действительно необычная. Я даже приносила ее для анализа в КП «Вода», где меня спросили, где я ее взяла, дескать в Харькове такой чистой воды быть не может, – уверяет Елена Елагина.

По легенде водой из этого источника исцелился от слепоты знаменитый писатель Квитка-Основяненко.

Но в Нижней Озеряне бытует и другая легенда.

– Недалеко от Озерянского источника есть колодец. Он очень древний. Его называют щедрым, поскольку считается, что вода из него дарит людям богатство, славу и силу. Я долго пыталась узнать почему. Однажды местные жители рассказали легенду о том, что будто бы родник забил в ту ночь, когда появился на свет атаман Сирко. Как известно, на свет младенец явился с зубами, чем испугал родных и односельчан. Якобы в ту же ночь, когда родился странный ребенок, люди в хуторе проснулись в полночь от волчьего воя, но от страха никто на улицу не вышел. К удивлению селян, волчий вой не прекратился и с восходом солнца. Тогда люди пошли на вой. Они увидели стаю волков, которые как-будто пели песню. Волки растворились, как туман, а на этом месте забил родник.