В годовщину смерти великого Петра Чайковского маэстро Виталий Куценко и Харьковский академический симфонический оркестр «Виртуозы Слобожанщины» представили одно из самых таинственных произведений музыкального искусства – последнее сочинение композитора симфония №6 «Патетическая».

Петр Чайковский скончался 6 ноября 1893 года. 7 ноября в память о великом композиторе харьковский оркестр под руководством заслуженного деятеля искусств Украины Виталия Куценко исполнили последнюю симфонию Петра Чайковского.

Творческий замысел останется тайной


– Шестой симфонии было суждено стать последним и самым загадочным произведением в наследии композитора, – говорит доктор искусствоведения Елена Рощенко. – Творческий замысел и биографические моменты в жизни композитора, по-видимому, навсегда останутся тайной, которую пытаются разгадать несколько поколений музыкантов и тех, кто любит музыку Чайковского. За четыре года до написания последней, шестой симфонии Чайковский писал: «Я хочу написать грандиозную симфонию, которая стала бы итогом всей моей творческой жизни». Композитор планировал назвать это произведение «Жизнь» и отобразить в нем вечную тему искусства – борьбу добра и зла, но в том ее воплощении, которое волновало композитора едва ли не на протяжении всей его жизни: тема-фабула рока и героев в их столкновении, в их борьбе.

В Харькове композитора ждал триумф


Весь 1893 год Петр Чайковский работал над симфонией, которая должна была стать последней. Он закончил или почти заканчивал это произведение, но оно его не удовлетворяло, и композитор, отказавшись от грандиозной идеи, вложил этот музыкальный материал в третий концерт для фортепиано с оркестром, который тоже оказался последним в его творческой биографии.

– Начало последнего года своей жизни Чайковский провел необычайно бурно: он много гастролировал за рубежом, приезжал в Одессу и в Харьков, чем способствовал развитию в этих городах профессионального музыкального образования. Он давал концерты, дирижировал оркестрами, исполнявшими его произведения, – рассказывает Елена Рощенко. – В Харькове его ждал самый настоящий триумф. Казалось бы, ничто не предвещало, что жизнь композитора близится к окончанию. И вот всего в течение двух недель симфония, о которой он давно мечтал как о грандиозной, которую он хотел когда-то хотел назвать «Жизнь», была написана. 2 ноября он заболел и спустя четыре дня умер. Когда слушаешь симфонию №6, приходит мысль о том, что композитор предчувствовал собственную скорую кончину и писал этот симфонический реквием, как Вольфганг Моцарт -- для самого себя.

Это симфония о жизни


В последней, четвертой части симфонии звучит адажио Мендоза – медленная жалоба, которая создает ощущение невозможности победы жизни над смертью.

Возможно, Петр Чайковский действительно предчувствовал свою смерть, говорит дирижер Виталий Куценко, однако все-таки назвал свою симфонию «Патетической» – посвятил ее человеку. Эта симфония о том, как проходит человеческая жизнь, – в  светлой радости, в бурной борьбе, в горьких страданиях и – увы – с непременным финалом.