Любой гражданин может узнать, сколько квартир у соседа

Любой гражданин может узнать, сколько квартир у соседа

С 25 ноября в Украине открыт свободный доступ к реестру недвижимости. Теперь любому гражданину не составит труда получить информацию, каким количеством квартир, а, может быть, и загородных вилл владеет тот или иной украинец.

Мнения экспертов в отношении новшества неоднозначны – в открытом доступе к информации они видят как плюсы, так и минусы.

Закон № 1701-VII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно определения конечных выгодоприобретателей юридических лиц и публичных деятелей», которым предусмотрен и свободный доступ к Государственному реестру вещных прав на недвижимое имущество, 25 ноября вступил в силу.

Как это будет на практике – пока непонятно


По словам председателя комитета по недвижимости, инвестициям и стратегическому развитию харьковского филиала Европейской бизнес-ассоциации Игоря Балаки, раньше доступ к сведениям о владельцах недвижимости был у ограниченного количества людей, в частности у государственных регистраторов, нотариусов, правоохранителей. Согласно новому закону, с этой информацией может ознакомиться любой желающий – в электронной или бумажной форме. В электронной форме информация может быть предоставлена через сайт Укргосреестра. Для получения сведений на бумажном носителе нужно подать лично или отправить по почте в органы регистрации прав и нотариусам соответствующее заявление.

– Как это будет происходить на практике – пока непонятно, – уточняет Игорь Балака. – Должна быть специальная инструкция, которая будет каким-то образом регламентировать процесс. То есть, как и на каждый закон, должно быть разъяснение Минюста. Пока такой информации нет.

Появятся более изощренные схемы


В открытом доступе к реестру недвижимости эксперт видит как плюсы, так и минусы.

– К плюсам однозначно можно отнести борьбу с коррупцией, поскольку благодаря открытости и доступности информации любой общественный деятель, любой гражданин может посмотреть, кому какая недвижимость принадлежит, – говорит он. – Однако это не дает стопроцентную уверенность в том, что коррупция будет искоренена. Думаю, появятся более изощренные схемы – допустим, приобретение недвижимости на какое-то юридическое лицо, либо на родственников с другой фамилией, или подставных лиц. Однако жизнь коррупционерам закон все-таки усложнит.

Некоторые приобретения могут остаться в тени


– Реестр ведется с 1 января 2013 года и в него, безусловно, входят все сделки, которые были совершены начиная с этого момента – через регистрационную службу. Также туда должна быть внесена информация по сделкам, совершенным по старому реестру – то есть с 2004 года. БТИ тоже  обязаны были передать сведения. Но вот передали ли – это вопрос, – размышляет Игорь Николаевич. – Таким образом, не факт, что реестр содержит полные сведения о приобретениях, например, пятилетней давности.

Не исключает эксперт и возможности разного рода злоупотреблений открытой информацией даже в преступных целях.

– Любой человек теперь может узнать, где располагается место жительства другого человека, – говорит Игорь Балака. –  Отследив по реестру, какая недвижимость ему принадлежит, злоумышленник легко может просчитать возможное местонахождение своей жертвы.

Возможны мошеннические сделки


Нововведение может неоднозначно отразиться на сделках купли-продажи жилья. С одной стороны, открытый реестр позволит каждому покупателю перед приобретением недвижимости самолично проверять всю его «подноготную»: предыдущих владельцев, историю дарения и продаж, рейдерских захватов, залогов. Это очень важно, чтобы не нарваться на квартиру с сомнительной репутацией, связанной либо с кредитными вопросами, либо с арестами или незаконной перепродажей, либо со спорным наследованием. Но с другой стороны, появляется дополнительная возможность для мошеннических сделок.

– Например, человек работает по контракту за границей, о чем стало известно злоумышленникам. Получив свободный доступ к реестру, они узнают, каким образом данный гражданин стал владельцем той или иной недвижимости. Спиливают замки, проникают в квартиру, делают копии правоустанавливающих документов и проводят мошенническую сделку – либо по аренде, либо по купле-продаже, – предполагает возможный сценарий Игорь Балака. – Когда доступ к реестру был закрыт, информацию, конечно, тоже можно было получить, имея «своих» людей в БТИ или «прикормленных» нотариусов, но это было гораздо сложнее. То есть определенный фильтр против незаконных действий, хоть и слабый, но все же был. Сейчас он по сути снят.