Неотъемлемая часть работы волонтеров, помогающих бойцам украинской армии, — поездки к подопечным в зону АТО.

В один из таких выездов компанию ребятам из группы Help Army и благотворительного фонда «Харьков с тобой» составили корреспонденты «Вечернего Харькова».

Поездку волонтеры планируют заранее, собирают все необходимое, ориентируясь на заказы бойцов. В путь отправляемся с самого утра, дорога от Харькова до Луганской области неблизкая, а успеть нужно многое. Грузопассажирский микроавтобус заполнен под завязку: продукты, вода, теплые сапоги, несколько тулупов, раскладушек, а также огнетушители, печки-буржуйки — бойцам пригодится все. Заезжаем на оптовый рынок за лимонами.

— В первом попавшемся киоске покупать нельзя, только прицениваемся, — делится опытом директор БФ «Харьков с тобой» Андрей Шейнин.

Дедушка дал 200 гривен


В следующей торговой точке – у продавщицы тети Оли – цены ниже. Однако покупать ребята не спешат – спрашивают, сделает ли она скидку для армии. Женщина улыбается, задает несколько вопросов — хочет убедиться, что перед ней действительно волонтеры. Затем взвешивает три ящика лимонов – общая стоимость 500 грн.

— А вот деньги спрячьте, пусть это будет подарок для наших защитников. Мы с девчатами-соседками давно хотели помощь армии собрать, вот как раз и случай подвернулся. И ящик бананов возьмите, колбаски, печенья и конфет, — предлагает женщина. А сын погрузить поможет.

Волонтеры благодарят. Говорят, давно уже убедились — мир не без добрых людей.

— Безусловно, не все готовы дарить необходимый провиант или вещи, но многие делают скидку, — рассказывает один из координаторов группы Help Army Татьяна Бедняк. — Месяц назад мы ехали с ребятами в зону АТО двумя машинами с военными номерами. Еще в Харькове нас обогнал «Мерседес», водитель помигал фарами, чтобы мы остановились, поинтересовался: «Вы на восток? Вот, передайте хлопцам» и достал около двух тысяч гривен. При этом даже не захотел сказать, как его зовут. Был еще подобный случай: в Купянске дедушка дал 200 гривен. Такое случается не очень часто, но хлопцам мы обязательно рассказываем — им приятно, что о них беспокоятся. Для бойцов это связь с народом, который они защищают.

Волонтеры отчитываются, на что потратили деньги. В каждой поездке заполняют специальные акты приема-передачи помощи, которые подписывают командиры подразделений.

Увеселительной поездку не назовешь


В телефонных разговорах – ни слова о месте, куда они едут. Просто говорят: «На восток». Подробности в таком деле излишни, поскольку увеселительной поездку не назовешь. У водителя двойная задача – не только довезти пассажиров и груз, а еще и машину не угробить — дорогу на Купянск скорее можно назвать не магистралью, а направлением. За селом Коробочкино начинаются такие ухабы, что водителю приходится подобно ужу лавировать между выбоинами.

— После каждого такого путешествия обязательно осматриваем машину, частенько приходится колдовать над ходовой, чтобы не подвела в самый ответственный момент, — рассказывает жена водителя Елена. — Автослесари порой просто недоумевают, где мы умудрились так покалечить автомобиль. Муж называет дорогу противотанковой, эдаким фортификационным сооружением.

Поющая дорога


Чем дальше на восток, тем меньше на трассе становится машин, дорога непривычно пустая, чаще всего встречаются фуры и зерновозы. Въезжаем в Луганскую область — трасса здесь без выбоин, но к привычному шороху шин примешивается непонятный гул.

— Это «поющая дорога» началась. Танки, которые здесь прошли, оставили гусеницами на асфальте рубчики. И когда шины соприкасаются с ними во время движения, получается такой гул, — поясняет водитель микроавтобуса Андрей. — Движению это не мешает, а к звуку привыкаешь через несколько минут.

Все остановочные павильоны вдоль трассы — жовто-блакытни, почти на каждом надпись «Луганщина — это Украина». В одном из таких павильонов неподалеку от блокпоста военные оборудовали пункт обогрева – вход затянули пленкой, внутри поставили буржуйку.

— Стоять на посту очень холодно. Жаль, зиму нельзя отменить, — сочувствует замерзшим бойцам Татьяна.

Между тем блокпостов становится все больше, на каждом – обязательный контроль. Волонтеров здесь знают в лицо, но исключения не делают. Убедившись, что в машине нет запрещенных грузов, бойцы интересуются, нет ли лишних теплых бушлатов. Некоторые просят в следующий раз привезти что-то из необходимых им вещей. Волонтеры берут заказ на заметку.

На полях взошли озимые


Чем ближе к зоне антитеррористической операции, тем чаще на дороге встречается военная техника, а в населенных пунктах – люди в военной форме. Местное население живет своей жизнью: люди ходят в магазины, обсуждают что-то на остановках, хозяйничают во дворах, пасут вдоль дороги овец. Очередной поворот – и перед глазами зеленое поле. Это взошли озимые.

— Война войной, а пшеницу посеяли. Жизнь берет свое. Люди здесь уже ко всему привыкли, — вздыхают волонтеры.

После захода солнца, уже на обратном пути, становится понятно, что жителей в местных селах стало меньше – во многих домах темно.

Каждая весточка из мирной жизни – за счастье


Военные ждут волонтеров с нетерпением — улыбки, рукопожатия, объятия.

— Нормально доехали? Все в порядке? — интересуется один из военнослужащих 92-й механизированной бригады Роман.

Буквально в течение нескольких минут понимаешь: хлопцам важен не только долгожданный груз, но и общение. Бойцам интересно все, что происходит вне зоны АТО, – спокойно ли в Харькове, не выпал ли еще снег.

— Скажите, а елку на площади уже поставили? Красивая будет в этом году? — немного смущается худощавый боец по имени Олег.

Быт в лагере нехитрый — палатки, блиндажи, костры. Среди военных, помогающих разгружать микроавтобус, один одет совсем не по сезону — без бушлата и шапки.

— Дрова колол возле костра — согрелся, — смеется парень. — Это в поле на задании очень холодно, ветер пронизывает — коченеем. А здесь около костров и буржуек отогреваемся.

«О, сковородка!»


Разгрузка волонтерской помощи занимает считанные минуты.

— О, сковородка! Мы заберем ее, очень нужна на кухне. Вот только она с тефлоновым покрытием. Лопатки к ней нет? Ничего, дров много — сами сделаем, будет не хуже магазинной, — смеются бойцы.

Пока солдаты разбирают вещи, волонтеры записывают, что необходимо привезти в следующий раз. И снова в дорогу — их ждут еще в нескольких подразделениях.

Снаряд попал в комнату


Следующая выгрузка проходит по такому же оперативному сценарию.

— Лишнего брать не будем — сапоги, вода, теплая одежда, строительная пена, молоко, лекарства. Это пока все, что нужно, — руководит бойцами старший в группе Виктор Александрович. — Нам бы еще разгрузки на бронежилеты и большую металлическую печку.

Волонтеры обещают привезти в следующий раз – уже заказали, но производители не успели изготовить.

— Буржуйку пока возьмите, это для вас из села Гуты Богодуховского района вместе с продуктами передали, — говорит Андрей Шейнин.

Солдаты не нарадуются. Говорят, без волонтеров и добрых людей им тяжко пришлось бы. Быстро прощаемся – и снова в путь. По дороге узнаем, что в пункте, куда мы едем, накануне ночью было ЧП — противник обстрелял место дислокации из «Градов». Снаряд попал в комнату, где в тот момент был один из бойцов. Парень чудом остался жив.

В любой момент могут начаться обстрелы


Ребята в бригаде не спали всю ночь. Они менее разговорчивы, чем обычно, но гостям рады: поят чаем, показывают масштабы разрушения от вчерашней бомбежки. В стене, где раньше было окно, зияет огромная дыра, внутри все изрешечено осколками, повсюду обломки кирпича, потолок выгнуло дугой.

— А раньше здесь было так уютно, тепло. Вот осколки от снаряда пособирали — еще порохом пахнут, — показывают металлические обломки бойцы.

Тем временем на улице темнеет. Ребята просят не задерживаться – в любой момент могут начаться обстрелы.

— Вы нам утеплитель строительный привезите, одного рулона на блиндаж хватает, от него действительно тепло становится, — просят военные. — А еще гвозди нужны, строительная пена и степлеры со скобами. Да и запчастей бы к технике — очень не хватает.

Волонтеры берут просьбы на заметку и отправляются в обратный путь. А там – снова собирать снаряжение для подопечных и готовиться к следующей поездке на восток.

Горячая линия
Желающие оказать помощь защитникам родины могут звонить по телефонам:
(097) 630-73-76, (066) 823-99-92.