Первой работой в кино Николая Олялина была роль молодого летчика-истребителя в фильме «Дни летные», вышедшем на экраны в 1965 году.

«Увидев перед началом съемок Олялина, командир авиаполка, куда приехала киногруппа, заявил режиссеру: «Таких худых летчиков не бывает! Давайте мы его сначала откормим»,— рассказывал режиссер «Дней летных» Николай Литус.

— Коля так убедительно сыграл в «Днях летных», что трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин, командовавший в то время 8-й армией ПВО, человек довольно хмурый, растрогался и хотел, чтобы мы сняли фильм по его книге «Небо войны», — вспоминал заслуженный деятель искусств Украины Николай Литус. — В фильме была сцена, когда летчик выпивал в поле с двумя стариками, охранявшими баштан. Наполнив самогонкой стаканы, сделанные из огурцов, служивших одновременно и закуской, честная компания вдруг увидела похоронную процессию, направляющуюся к кладбищу. Хоронили разбившегося летчика. Надо бы помянуть! Но, заглянув в сценарий, присутствующий на съемочной площадке бдительный товарищ сказал, что в советском кино не должны звучать фразы вроде «Царствие небесное…» И тогда Олялин произнес перед камерой: «Будем жить!» После просмотра фильма худсовет решил вырезать сцену с выпивкой. Разгорелся спор. Возможно, поэтому фразу запомнили на киностудии имени Довженко.

Родился Николай 22 мая 1941 года в деревне Опихалино под Вологдой в семье портного, получившего тяжелое ранение на финской войне. Настолько тяжелое, что в Великую Отечественную на фронт его не взяли. Николай Владимирович рассказывал «ФАКТАМ», что фашисты в их края не дошли. Новражеские самолеты долетали. И до одиннадцати лет Коля боялся гула моторов.

– А еще у меня до сих пор в ушах стоит плач женщин, получивших похоронки…, — говорил он. Когда закончилась война, в деревню стали возвращаться солдаты, многие без рук, без ног. Постепенно жизнь налаживалась. Старший брат, посещавший занятия драматического кружка при Доме пионеров, иногда брал с собой младшего. У Коли обнаружились артистические способности. Правда, отец считал профессию актера несерьезной. И когда Николай окончил школу, отправил его поступать в Ленинградское военно-топографическое училище. Юноша умышленно завалил экзамены и поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кино.

После института молодой актер Олялин работал в Красноярском ТЮЗе.



— Во время подготовки к съемкам «Дней летных» меня познакомили с Олегом Басилашвили, — говорил режиссер Николай Литус. — Он показался мне несколько легкомысленным для роли молодого, но начавшего уставать от жизни летчика. В то же время второй режиссер Игорь Ветров привез десятка три фотографий выпускников Ленинградского института театра, музыки и кино. И наиболее подходящим нам представлялось хмуроватое, задумчивое лицо белокурого парня из Красноярска. Это был Олялин. Когда о нем услышали в дирекции киностудии, нам сказали: вы бы еще с Камчатки или Сахалина кого-нибудь пригласили! Но мы настояли на своем.

Третью серию «Освобождения» — сцены форсирования Днепра — снимали в Киеве, и Олялин познакомился с директором Киностудии имени Довженко Василием Цвиркуновым. Вскоре артист перебрался жить и работать в Киев. И когда Олег Ефремов пригласил Олялина во МХАТ, обещая лучшие роли и квартиру в Москве, Николай Владимирович отказался, предпочтя остаться в столице Украины.

Однажды в Красноярский ТЮЗ пришла Нелли — второй секретарь райкома комсомола. Ей нужны были актеры-декламаторы для торжественного вечера. Нелли и Николай встретились взглядами — и уже через месяц отправились в загс. У супругов Олялиных родились сын и дочь. Нелли Ивановна — педагог, заслуженный учитель Украины. Работала в киевском Дворце пионеров.

В 57 лет Николаю Владимировичу понадобилась операция на сердце. Где взять деньги? Все капиталы всенародного любимца — 15 тысяч гривен — были заморожены на сберкнижке. Это позже их начали выдавать по крохам — «Юлина тысяча», «Витина»… Походы артиста к людям с деньгами заканчивались ничем. Откликнулись только известная фирма, торгующая косметикой, и табачная фабрика. Правда, они дали лишь часть необходимых средств.

В отчаянии Олялин позвонил в Москву своему другу — военному летчику, в то время главкому ВВС России Петру Дейнекину. Генерал Дейнекин усадил Николая Владимировича в свой штабной Ил-18, и они облетели на самолете чуть ли не весь бывший Советский Союз. Это была сильнейшая моральная поддержка.

Операция подарила артисту десять лет жизни и возможность сняться не в одном фильме.