Газета Вечерний Харьков

20 июля 2005 г.
Рубрика: Культура
Марина Осийчук
мобильная версия: vecherka.mobi/news/58

Феномен «Слобожанского буриме»

Творческое объединение «Буриме» на прошлой неделе атаковало художественный музей. Был для этого у «буримистов» более чем подходящий повод — 15-летие «совместной жизни». «Слобожанское буриме» — самое долговечное творческое объединение Харьковщины, а возможно, и всей страны.

Буриме — это игра, участники которой пишут стихи на заданные рифмы. При этом каждый игрок сохраняет свою манеру и стиль. Художники в эту игру играют уже шестнадцатый год. Они коллективно задают рифмы и воплощают их не в словах, а в красках и линиях, при этом не боятся экспериментировать с цветом, формой, техниками. Результаты игры — впечатляющие: более сотни отечественных и зарубежных выставок и грандиозный коллективный проект «Цивилизация любви», с которым «буримисты» намерены попасть в книгу рекордов Гиннеса.
Свой отсчет «Буриме» начало с 1991 года, когда прошла первая совместная выставка членов объединения. Хотя негласный лидер художественной команды Александр Шеховцов говорит, что объединение появилось значительно раньше. Любопытней всего, что инициировали его появление не художники, а дизайнеры и архитекторы харьковского филиала Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики. Сейчас же костяк «Буриме» составляют живописцы (Александр Бойчук, Олег Лазаренко, Александр Лысенко, Валентин Грицаненко, Александр Шеховцов), за каждым из которых тянется длинный шлейф персональных выставок и титулов.
— «Буриме» — это неформальное объединение, — подчеркивает Александр Шеховцов, — У нас нет своего устава, мы не платим членских взносов. Здесь не имеют значения ни звания, ни социальный статус.
По словам Шеховцова, присоединиться к ним может каждый, у кого есть талант, кто любит природу, понимает женскую красоту и не пьет, как лошадь. А эти качества старожилы товарищества просекают очень быстро — достаточно одной поездки «на пленэр».
Есть у художников общая страсть к путешествиям и труду на свежем воздухе. Они облюбовали несколько живописных местечек (Кочеток, Святогорск, Феодосия, Симеиз), куда и выезжают время от времени.
— Пленэры — это цементирующий материал наших отношений, — говорит Александр Шеховцов. — Подобные поездки очень сближают, там взаимоотношения совершенно другие, да и разговоры исключительно об искусстве.
Местные жители того же Кочетка каждый год с нетерпением ждут приезда художников. Одна семья под влиянием «буримистов» в полном составе взялась за кисти.
— Вначале девчушка приносила нам бутерброды, а заодно смотрела, как мы работаем, — рассказывает Шеховцов. — В следующий раз, когда мы приехали, девочка уже училась в Чугуевской «художке». Больше всего удивились, когда примеру дочери последовала и ее мама. Сейчас пишет вся семья.
Недавно художники вернулись из очередной экспедиции в Симеиз и готовы вновь взяться за коллективную живопись.
На счету у «буримистов» уже имеется двенадцать крупномасштабных полотен (по три-четыре метра каждое). Писали их художники вместе, но при этом каждому удалось сохранить свою манеру. На подобный эксперимент еще пять лет назад живописцев подтолкнули сотрудники галереи «АВЭК». Они предложили написать картину прямо в зале галереи на глазах у публики. Первым этой идеей заинтересовался Олег Лазаренко. Он же сделал эскиз, выбрал размеры полотна, а они были огромными — 1,5 х 4 метра, — чтобы всем хватило места для творчества. Вот только товарищи-соратники к затее отнеслись скептически.
— Потом и мы заразились этой игрой, — говорит Шеховцов. — Подходили сотрудники «АВЭКа», брали кисти и сами пробовали писать. Забавное зрелище.
Александр Шеховцов уверяет, что подобного до них никто в мире не делал. Были группы художников, которые объединялись для написания той или иной картины, но писали они в одной манере.
— Мы хотим закрепиться в книге рекордов Гиннеса, но даже на то, чтобы подать туда заявку, нужны немалые средства, — делится художник.
Работа над совместным проектом продолжается до сих пор. Александр Шеховцов говорит, что «Цивилизация любви» — бесконечный проект. Он будет существовать до тех пор, пока будут жить энтузиасты и подвижники.
— Проект состоит из двух частей. Первая — художественные рассказы о людях-подвижниках. Вот сейчас планируем написать картину об учителе-подвижнике, удивительном человеке Афанасии Луневе. Есть идея сделать работу о шведском дипломате Валленберге, который, рискуя жизнью, спасал евреев во время войны. Вторая часть проекта — это картины-пророчества, предупреждения.
Из-за огромных размеров полотен у художников постоянно возникают проблемы как с демонстрацией работ, так и с их созданием — нет подходящего места для работы.
Раньше они имели отличное помещение в центре, на ул. Квитки-Основьяненко, там было, где развернуться. В прошлом году помещение отобрали, и живописцам приходится скитаться с огромными холстами по всему городу. Одну работу пришлось писать в мастерской Олега Лазаренко, тем самым создавая бытовые неудобства товарищу. На ближайший год пристанищем «буримистов» станет ДК ХЭМЗ. Художники договорились об аренде, рассчитываться за которую собираются картинами.
Сейчас «буримисты» отдыхают после юбилейной выставки, подготовка к которой забрала немало сил и энергии. Отмечали юбилей в кругу друзей и поклонников. В пяти залах музея, кроме постоянных членов товарищества, свои работы представили художники, которые когда-либо пересекались с «буримистами». Таковых набралось более двух десятков, поэтому и выставка получилась разноплановая. Здесь и реалистические пейзажи Грицаненко, и «мозаичная цветопись» Олега Лазаренко, и откровенные скульптуры Владимира Кочмара… Несмотря на разноплановость, все экспонаты были на своем месте и смотрелись как одно целое. Хотя в жизни «Буриме» не всегда бывает так гладко, как в залах музея.
— Искрит довольно часто, — улыбаясь, говорит Александр Шеховцов. — Еще бы — у каждого свои амбиции, свое видение, но пока нам удается сглаживать острые углы. Наверное, количество гадостей, которое художники думают и говорят друг о друге, еще не превышает того критического уровня, когда пора разбегаться.

печать

© "Вечерний Харьков"
При любом использовании материалов сайта, гиперссылка на vecherniy.kharkov.ua обязательна. Редакция "Вечернего Харькова" может не разделять точку зрения авторов статей и ответственности за содержание републицируемых материалов не несет.