Чтобы зрители хохотали до упаду, харьковские клоуны готовы на любые уловки и эксцентрические трюки.

Как им это удается, какой труд кроется под праздничной оболочкой, «Вечернему Харькову» рассказал лицедей Григорий Ус.
Раньше Григорий Ус был телеоператором, его жена — фотографом, но когда в семье появились дети, семья расширила свои возможности и теперь супруги работают в тандеме — смешат людей.

Легкой публики не бывает


Дело это непростое: некоторые зрители не готовы хохотать и даже на улыбку скупятся.

— Для клоунов легкой аудитории, пожалуй, нет, — делится Григорий Ус. — И неважно, с кем ты общаешься, — со взрослыми или детьми. Ты даешь им пасы, ключевые моменты, надеясь на ответную реакцию. А если реакции нет или она скованная, понимаешь: этот клиент — сложный. Публика начинает тебя воспринимать, а ты начинаешь понимать ее примерно через 10–15 минут работы — тогда становится ясно, как будет дальше развиваться наше общение.

Хронические несмеяны Григорию почти не встречались: как минимум, улыбку можно вызвать у любого человека.

— В том-то и заключается секрет нашей работы, чтобы раскрыть людей, помочь им хоть на время забыть об обыденной жизни, оказаться в детстве, — признается Григорий Ус.

Взрослые любят кукол


В арсенале опытных клоунов есть беспроигрышные репризы, которые могут рассмешить даже тех, кто вечно куксится.

— Большим успехом у взрослых пользуются ростовые куклы, — говорит Григорий Ус. — Такие номера всегда вызывают смех, порой люди смеются до слез. Чаще всего проходят на ура «выступления» весьма аппетитной дамы — Хрюши-стриптизерши. Это — любимица всех мужчин. Она попала в Харьков проездом по пути в Монте-Карло. У женской аудитории тоже есть фаворит — любвеобильный арабский шейх Мустафа. Шейх использует все свое восточное обаяние, чтобы найти в зале четвертую любимую жену в свой гарем.

Любимцами аудитории стали и два грузина — толстый и худой: они участвуют в презентациях и дегустации вин, лихо танцуют лезгинку. Тонкого грузина играет, как правило, жена Григория, а вот роль толстого достается чаще всего Григорию. И не только потому, что он поплотнее своей партнерши. Ростовая кукла весит от 8 до 15 килограммов, и нужно иметь  силу таскать на себе лишние кэгэ.

— Любой из этих костюмов — настоящая сауна, — признается Григорий. — Когда мы отрабатываем номер, выходим за кулисы и снимаем костюм, выкручивать майки приходится однозначно.

Возраст имеет значение


— Общение с детьми разного возраста очень отличается, — делится Григорий Ус. — Если родители неверно сориентировали нас, с каким возрастным контингентом нам предстоит иметь дело, нам приходится очень непросто.

Как ни парадоксально, но смешить нынешних детей гораздо сложнее, чем взрослых. В свои 8–10 лет они уже не раз видели и клоунов, и аниматоров, поэтому не только относятся к ним критически, но, бывает, даже воспринимают в штыки.

— В среде аниматоров есть даже нештатная пословица: когда нас приглашают к детям от 8 до 12, мы называем это игрой «Разорви клоуна». Игрой это, конечно, не назовешь, — рассказывает клоун со стажем. — Дети начинают «выпускать шипы», даже проявлять жестокость. Например, рвут костюмы, игровой реквизит, срывают парики. Так бывает примерно в половине случаев.

Подальше от людских глаз


Не только клоуны, но и другие артисты, замечают, что харьковчане стали меньше обращаться к актерам. Григорий Ус заметил: когда в стране началась тревожная ситуация, люди стали стремиться к уединению.  Если отдыхают компаниями, предпочитают камерную обстановку — подальше от людских глаз. Как правило, уезжают далеко за город, выбирают закрытые помещения или площадки, избегая присутствия посторонних.