Харьковские власти не смогут устанавливать тарифы на проезд в городском общественном транспорте – Кабмин своим решением отменил государственное и муниципальное регулирование тарифов на все пассажирские перевозки, кроме железнодорожных.

Означает ли это бесконтрольное подорожание проезда, выяснял «Вечерний Харьков».

Это решение закреплено Постановлением правительства № 240 от 25 марта 2015 года, опубликованном на сайте КМУ. В частности из ранее действующего нормативного акта (Постановление Кабмина № 1548 от 25 декабря 1996 года) изымается норма о том, что органы государственной исполнительной власти и исполнительные органы горсоветов устанавливают тарифы на перевозки пассажиров и багажа автобусами, работающими в обычном режиме движения, в пригородном, междугородном и внутриобластном сообщении.

Что следует из  нововведения – перевозчики  толком объяснить не берутся, мол, сами не понимают, как будет дальше.

– Ничего пока не меняется: как доказывал я свои затраты – так и продолжаю. Считаю, что регулирование в городе должно остаться, – говорит один из харьковских перевозчиков. – Сейчас я пользуюсь льготой по НДС – за пассажирские перевозки по городу не плачу НДС. А если будет отменено регулирование, значит, мне придется оплачивать НДС? Тогда эти 20% я должен буду заложить в тариф. Но пусть только кто-то из перевозчиков попробует поднять цену – тут же нагрянет Антимонопльный комитет и т. п.

По словам председателя Союза работодателей на автомобильном транспорте в Харьковской области Николая Шевченко, поднимать стоимость проезда в ближайшее время они не будут, иначе рискуют остаться без пассажиров. 

– Во всем мире стоимость одного билета равна стоимости 1 л горючего. То есть у нас поездка в маршрутке должна обходиться в 15-20 гривен. Но, учитывая материальное положение людей, перевозчики прекрасно понимают: выставить такую цену за проезд невозможно, – говорит Николай Шевченко. – К тому же на многих маршрутах параллельно ходит муниципальный транспорт, который дотируется из бюджета города, и стоимость проезда в нем ниже. Таким образом, если перевозчик поднимет стоимость проезда, пассажиры просто перейдут на горэлектротранспорт.

Николай Шевченко считает, что в рыночных условиях деятельность перевозчиков должна тоже дотироваться.

– За последнее время стоимость билета выросла на 25%, а горючее насколько подорожало? Одно резиновое колесо на большой автобус стоило около 4000 грн,  теперь – 9000 грн. А у автобуса шесть колес! Мало того, автопредприятие должно ежегодно на 15-25% обновлять свой парк. Вы видели в Харькове обновленный автопарк? Потому что затраты не окупаются. Если посчитать по нынешней цене билета, то окупаемость автобусов большой вместимости составляет десять лет, тогда как в городском режиме он «живет» всего лишь шесть-семь лет.

Кроме того, все производимые в Украине автобусы – «отверточной сборки», то есть собраны из импортных запчастей. А если доллар вырос в три раза, то и стоимость запчастей – тоже, соответственно – и  замена какой-то детали в случае поломки автобуса. Средний возраст водителей по Харькову 52 года: работа тяжелая, водителей катастрофически не хватает, на некоторых автопредприятиях нехватка  до 20%. Если сейчас цены опять поползут вверх, то либо перевозчик станет перед фактом, что ему придется останавливать работу, либо муниципалитету необходимо производить дотации. В Польше, например, в цене билета, который продается в общественном транспорте, 40% составляют дотации муниципалитета, в Италии – 70%, – говорит он. – В идеале перевозчик вообще не продает билеты – этим занимается местная власть: подал транспорт на рейс –  ему оплатили затраты.

В мэрии и облгосадминистрации нововведение пока не комментируют.

Помимо этого, Постановлением правительства № 240 от 25 марта 2015 года упраздняется норма о том, что областные, Киевская, городские госадминистрации, исполнительные органы Львовского и Криворожского горсоветов регулируют (устанавливают) тарифы на перевозку пассажиров и стоимость проездных билетов в городском пассажирском транспорте – метрополитене, автобусе, трамвае, троллейбусе (работающих в обычном режиме движения).

Как это скажется на работе и тарифах подземки и горэлектротранспорта, в мэрии тоже пока не комментируют.