Люди часто не признают свои слабости, а если и признают, старательно скрывают их от себя и окружающих.

Но если примерить на себя красный нос, это позволяет перезагрузиться, обнулиться, стать самим собой и убедиться в том, что в каждом из нас есть очень много смешного, уверяют клоуны.

Странные люди в городе — это клоуны


Первая встреча корреспондента «Вечернего Харькова» с комиками одной из харьковских мастерских смеха случилась в ЕрмиловЦентре и была весьма интригующей. По этажам галереи подозрительно угловато передвигалась тоненькая девушка в коричневой школьной форме с кружевным белым воротничком и ярко-красными капроновыми бантами на голове. Девушка приближалась к посетителям галереи, пристально всматривалась в их лица и странной походкой двигалась дальше. Она производила двойственное впечатление: с одной стороны, казалась городской сумасшедшей, с другой —  так славно смотрелась, что хотелось расслабиться и понаблюдать за ней. Девушка с бантами оказалась клоуном, школьную форму она позаимствовала у бабушки.

— Если вы увидите в Харькове странных людей, скорее всего, они из нашей  комедийной мастерской, — «успокаивает» предводитель клоунов Мария Коренева.

Мария — харьковчанка, но 15 лет жила и училась за границей. Образование получила в Интернациональной школе перформанса в Лондоне, где обучают по системе физического театра Жака Лекока.

— Если система Станиславского основана на психоанализе, размышлениях и разговорах, то актер физического театра очень мало рассуждает, при этом у него включено тело, — делится руководитель мастерской. — Мы стремимся к тому, чтобы не было эффекта говорящей головы, произносящей красивый текст. Если актер просто декламирует текст, без движения тела эмоциональное воздействие на зрителя не происходит.

Лицедейство помогает выжить


Клоунская мастерская открылась в Харькове меньше года назад — в разгар тревожных событий в стране, когда, казалось бы, для смеха нет повода. Но комедианты думают иначе.

— Театр нужен для разрешения очень напряженных проблем в обществе,  — говорит Мария Коренева. — Мы существуем на стыке страха и смеха. Мы занялись клоунадой и комедией, чтобы в нашей жизни ужаса становилось меньше, а сил для выживания — больше. Мы создали комедийную мастерскую, потому что поняли: сейчас нужен противовес реальности. Это означает не отказ от реальности, а эмоциональное балансирование.

Клоун должен найти смешное в самом себе


— Требования к нашим участникам — готовность смеяться над собой и другими и не бояться этого смеха. Работая над образом, мы никого не копируем, не выдумываем персонаж, — раскрывает секреты театральной кухни Мария. — Люди часто не признают свои слабости, а если и признают — старательно скрывают их от себя и окружающих. Чтобы быть смешным, нужно уметь быть абсолютно искренним, а для этого нужно принимать свои слабости. Поэтому все, чем клоун будет блистать на сцене, он находит внутри себя — ищет свою смехотворную сторону в процессе исследования магии красного носа. Красный клоунский нос — самая маленькая маска в мире. Обычно маски закрывают лицо, скрывают характер, а красный нос, напротив  — обнажает, открывает лицо миру. Чем меньше мы сопротивляемся тому, что он помогает обнаружить в себе, тем смешнее становится наш клоун.

Вся жизнь — театр


В комедийной мастерской собрались и профессиональные актеры, и любиители.

— Возраст наших непрофессиональных актеров — от 15 до 55 лет. В нашей сборной есть директор магазина, строитель, IT-шник, юрист, несколько педагогов, — говорит Мария. — Театр дает им новый взгляд на жизнь, неожиданное восприятие действительности. Ведь каждый из нас в жизни играет. Директор магазина и преподаватель — это тоже роли, но когда мы воспринимаем рабочую роль как личное «Я», это может придавить, сделать закоснелым. Примерив на себя театральные роли, человек становится внутренне более подвижным, живым и пластичным, ему легче найти выход из житейских проблем.

Малыши и комики — на одной волне


Клоун — большой друг детей, потому что это единственный взрослый, который позволяет себе быть собой, считает Мария Коренева. Наверное, поэтому в ее команде появился школьный психолог Татьяна Головченко. На работе ее подопечные приходят в восторг, когда психолог с театральным уклоном весело проигрывает житейскую ситуацию. Особенно малыши любят, когда Татьяна Васильевна изображает животных.

— Как-то я зашла в школьную столовую и увидела, что первоклассник не хочет есть котлету, — рассказывает психолог. — Я изобразила кота — показала, как котяра слопал бы эту котлету. Пока ребенок ошарашенно наблюдал за этим действом, незаметно для себя съел котлету.

На репетициях клоуны часто говорят на театральном тарабарском языке: слова неясны, но смысл можно понять по ситуации. Как-то Татьяна Головченко работала в младшей группе детского сада. Среди малышни была трехлетняя девочка, которая еще не умела разговаривать: точнее, она что-то говорила, но понять ее было невозможно. Зато с клоуном они отлично сладили — общались, что называется на одном языке. Кстати, через полгода девочка заговорила.

— Юмор очень нужен в нашей жизни. Он позволяет пережить даже самые сложные события — и личные невзгоды, и общественные катаклизмы, — не сомневается психолог.