Харьковские ученые решили сделать отечественную военную технику менее уязвимой и взялись за усовершенствование прозрачной брони для танков и БТРов, а также противоракетных пластин для вертолетов и самолетов.

В мае харьковчане выиграли конкурс научно-технических проектов, направленных на повышение класса защиты военной техники, и теперь берутся за дело. Задача не из простых — совершенствовать конструкции пулестойких многослойных окон или, как принято говорить, прозрачную броню для боевых машин, а также дорабатывать устройства противодействия ракетам самонаведения с инфракрасными боеголовками, необходимые летательным аппаратам.

Сапфир позволяет сделать броню крепче


Повышением обороноспособности страны в институте занимаются давно — еще в 2009 году ученые разработали так называемую прозрачную броню. Теперь пришло время усилить ее сапфирами, выращенными в лабораториях института.

— Сапфир — уникальный конструкционный и оптический материал, он в пять раз прочнее любого упрочненного стекла, — рассказывает директор НТК «Института монокристаллов» НАН Украины Игорь Притула. — Сейчас, когда вооружение постоянно модернизируется и поражающая сила пуль увеличивается, он актуален как никогда. Раньше приходилось защищать военных от пуль калибром 5,45 мм, 7,62 мм, а сейчас российские снайперы уже пользуются новыми — калибром 12,7 мм. Такая пуля может пробить упрочненное стекло, которое сейчас применяется в бронетехнике, с расстояния 100 метров — соответственно экипаж боевой машины перед ней беззащитен. Сапфир же позволяет сделать прозрачную броню крепче — по прочности он такой же, как наконечник пули, и она попросту расплющивается о сапфировый слой прозрачной брони, ее энергия снижается, а последний слой стеклопакета предотвращает распространение осколков в кабине бронемашины.

Окно должно выдержать три прямых попадания


Ученые говорят, что прочность — не единственный плюс сапфира. Стеклопакет прозрачной брони, в котором он используется, в три раза легче традиционного упрочненного стекла (квадратный метр такого стекла весит порядка 400 кг). Кроме того, сапфир позволяет в три раза уменьшить толщину стеклопакета, что особенно важно для легкой бронетехники.

— Есть много модификаций брони. Все зависит от того, какую задачу выполняет та или иная боевая машина. Например, нужно защитить кабину механика, который ведет машину, и здесь броня ставится потолще. А в разведывательных бэтээрах нужна меньшая ударная прочность — ставится стеклопакет потоньше, — поясняет завотделом тугоплавких кристаллов Леонид Гринь. — Защитные окна для бронемашин в идеале выдерживают три прямых попадания. После двух окно должно быть все еще прозрачным, чтобы механик видел дорогу перед машиной.

Оптика тоже будет под защитой


Необходима усовершенствованная прозрачная броня для защиты не только бойцов, которые находятся в бронемашине, а еще и оптических приборов, систем наведения или определения цели, которыми оснащена современная техника.

— На сегодняшний день эти приборы могут стоить несколько десятков тысяч долларов и воевать без них невозможно, поэтому защищать их крайне необходимо, — отмечает Игорь Притула. — В то же время использовать старую прозрачную броню для этих целей нельзя, поскольку стеклопакет, защищающий оптику, не должен искажать «картинку» вне боевой машины. И мы сейчас работаем над этим. Харьковское КБ Морозова заинтересовалось нашими разработками усовершенствования прозрачной брони. Сейчас мы ведем переговоры с военными, чтобы учесть их пожелания, а затем совместно испытать усовершенствованную защиту. По предварительным данным, это будет в конце года.

Если проект модернизации прозрачной брони пройдет успешно и Минобороны решится оснащать ею украинские бронемашины, придется создавать специальный завод для производства суперпрочных стеклопакетов.

— Безусловно, какое-то количество мы можем делать в институте и комплектовать бронетехнику, но для массового производства необходимо специальное предприятие, — говорит Игорь Притула.

Сапфиры помогают обмануть самонаводящиеся ракеты


Ученые говорят, что с помощью сапфира можно защищать не только бэьээры, но также вертолеты и самолеты.

— Сейчас на летательные аппараты устанавливаются системы, позволяющие противодействовать самонаведению ракет с инфракрасными головками. И сапфир в них тоже используется в качестве подложного материала для создания инфракрасных светофильтров, — рассказывает Игорь Притула. — Такое устройство создает ложные цели в пространстве — например, вокруг вертолета — и маскирует его от ракеты, выпущенной противником. Устройство состоит из 13 сапфировых пластин, на которые наносится специальный светофильтр. Их мы уже производим, но поскольку крепятся они на внешней стороне самолета или вертолета, со временем фильтр утрачивает свои качества от соприкосновения с внешней средой. Нам нужно создать такую подложку, с которой светофильтр не будет стираться. Задача сложная, но решения есть.

А пока идут разработки, украинская военная авиация «шифруется» от ракет противника с помощью светофильтров старого образца. На сегодняшний день они стоят на 17 вертолетах армейцев.

— К маю 2014 года возле Донецка было потеряно более десятка вертолетов, — рассказывают в институте. — А когда оставшиеся машины оснастили этими системами, техника оказалась более живучей.