На днях в газете «Городской дозор» было размещено письмо, в котором высказывалось негативное отношение по поводу условий труда медиков скорой помощи. В адрес Департамента охраны здоровья и социальных вопросов пришло открытое письмо с подписями трехсот работников «скорой», возмущенных содержанием публикации. Журналисты обратились за комментариями к директору Департамента охраны здоровья и социальных вопросов Игорю Шурме.

«Власть покинула нас на произвол» 

Справедливости ради ознакомим читателей «Вечерки» с разными позициями. Уточним: поводом для обсуждения послужила анонимная информация — размещенное в «Городском дозоре» письмо не подписано. В нем говорится о том, что медиков избивают на вызовах, к больным они добираются на списанных автомобилях, у них нет спецодежды, обуви. А вот и выдержки из письма: «Мы не нужны ни администрации, ни обкому профсоюза медработников… По десятку лет мы работали ночами, таскали носилки, аппаратуру, покупали сами медикаменты, так как в ящиках — мизер набора лекарств… Почему «неотложку» и «скорую» не разделят, как это было в 80-х годах? Почему мы с улицы берем алкоголиков, таскаем на носилках, а потом они нас избивают? А уж зарплата составляет… стыдно говорить. Вот и работаешь на полторы-две ставки, чтобы семью прокормить… Власть имеет своих врачей, а мы работаем для нищих пенсионеров, мрущих от безысходности и бесплатной медицины… Мы никому не нужны, нас не отсоединяют от больницы «скорой». Все средства уходят на «модернизацию» стационара, а мы — жалкие, убогие, на их взгляд, все равно продолжаем в тяжелых моральных и физических условиях помогать нашим харьковчанам... Власть покинула нас на произвол». 

«Это оскорбительно для нас»
В ответ около 300 медиков «скорой» подписали открытое письмо, в котором эта информация опровергается. «Говорить, что у станции скорой помощи нет проблем, как и у всей страны, было бы неправильно. Взяв за основу перечень реально существующих трудностей: изношенность санитарного транспорта, ухудшение криминогенной обстановки, низкую оплату труда медиков, авторы статьи дают массу искаженной информации, так что складывается впечатление, что они не знают реальной обстановки на «скорой», — говорится в письме-протесте. — Например, указание на отсутствие пунктов принятия горячей пищи лживо, так как на каждой подстанции есть специальные помещения. В последние годы все сотрудники получают материальную помощь «на оздоровление», выплачиваются доплаты за сложный и напряженный труд; медики, а также водители, обеспечены комплектами спецодежды. Нет перебоев в снабжении медикаментами, тем более странно выглядит заявление анонимных авторов о покупке лекарств сотрудниками. Подобные «неточности» авторов публикации и сам ее стиль представляют сотрудников ССМП «жалкими и убогими», а это оскорбительно для нас, поэтому мы и подписываем это открытое письмо». 

«Мы делаем максимум возможного» 

Корреспондент «Вечерки» попросила директора Департамента охраны здоровья и социальных вопросов Игоря Шурму по пунктам прокомментировать все претензии, озвученные в анонимном послании. 

Заработная плата у медиков мизерная, согласен Игорь Шурма: она составляет от 460 грн. и немногим выше. Но сумма заработной платы определяется на центральном уровне, и город на эти показатели влиять не может. Задача городских властей — создание нормальных условий для работы медиков. Эти шаги даются трудно, говорит Игорь Шурма: здравоохранению уже много лет не уделяли никакого внимания. Но чтобы изменить ситуацию, прилагаются все усилия. Несколько месяцев назад — впервые за последние 15 лет — все работники «скорой» были обеспечены зимней формой одежды, сообщает Игорь Михайлович. У всех водителей автобазы «скорой помощи» тоже теперь появилась спецодежда. В этом году увеличили и финансирование медикаментозного обеспечения вызова к больному. В прошлом году вызов к больному «стоил» одну гривну, сегодня на вызов выделяется одна гривна 50 копеек. Игорь Шурма заверил, что каждый год увеличение финансирования одного вызова будет продолжаться. 

На линии сегодня 70-75 бригад, и машины «скорой» действительно находятся в критическом состоянии, не спорит директор Департамента охраны здоровья и социальных вопросов. Но ситуация уже в этом году значительно изменится: автопарк карет «скорой помощи» существенно обновится — будут одноразово закуплены не меньше 50 авто. В перспективе планируется даже оснастить все машины портативными кардиографами, а всех врачей направить на курсы усовершенствования по кардиологии (уже есть договоренность с институтом имени Любови Малой) — каждый врач должен уметь снять не только кардиограмму, но и прочитать ее. А дальше планируется разрабатывать систему оповещения: бригада сможет проинформировать стационар, куда она везет тяжелого больного, чтобы там были готовы к его приему. Одна из задач нынешнего года — освещение подъездных путей к станциям скорой помощи. 

Когда идет разговор о том, что медиков бьют, применяют к ним силу и никто их не защищает — это от лукавого, считает Игорь Шурма. Городская власть постоянно обнародует все факты нападения на медработников, обращается в Генеральную прокуратуру, к министру Внутренних дел, находится на постоянной связи с областным прокурором и требует логического завершения дел. Кроме того, каждый работник бригады «скорой» застрахован теперь от нападений и их последствий: в случае применения к нему силы получит сатисфакцию около пяти тысяч гривен. Кроме того, очень скоро будет введена система оперативного оповещения милиции о нападениях на медиков. Это свидетельствует о том, что мы делаем максимум возможного, говорит Игорь Шурма. 

С этого года разработана и специальная программа для создания медикам элементарных бытовых условий. До конца года все подстанции будут обеспечены холодильниками и микроволновыми печами для приготовления еды. А в следующем году собираются оборудовать все станции скорой помощи душевыми, обеспечить горячей водой. 

«Вытрезвители пустовать не будут» 

Авторы письма поднимают и вопросы о том, что вынуждены обслуживать людей в нетрезвом состоянии.
— У меня состоялась встреча с начальником областного управления МВД господином Репешко. Мы договорились о проведении «круглых столов», где будет обговариваться тема возобновления силами муниципалитета работы медвытрезвителей. Аргументацию, что нас не поймет европейская общественность, поскольку там такой формы работы с людьми в нетрезвом состоянии нет, мы не принимаем. Когда Украина войдет в Евросоюз и когда у нас на улицах будут пить меньше и не попадать в беспамятстве в больницу неотложной и скорой помощи — вот тогда мы и будем говорить о медицинских стандартах. А сегодня эта тема чрезвычайно актуальна, она на контроле городского головы. И если не до конца года, то по крайней мере в следующем году после консолидированного принятия решения всеми участниками «круглых столов» такое учреждение будет иметь право на жизнь. Думаю, что такое учреждение, учитывая наши традиции, пустовать не будет. 

В анонимном письме озвучена еще одна претензия: почему не разделят «неотложную» больницу и станцию скорой помощи. Игорь Шурма заверяет, что он — сторонник разделения этих двух учреждений. Данный вопрос обговаривался на постоянных комиссиях и готовился к рассмотрению на сессии городского совета. Но на комиссиях вынесли вердикт: такой шаг пока преждевременный. Тем не менее Игорь Шурма уверен: в будущем в Харькове будут существовать отдельно стационар больницы скорой и неотложной помощи и городская станция «скорой» — со своим штатом и автопарком. Причем будет сделано все возможное, чтобы медики не пострадали финансово. 

Либо слепой, либо провокатор 

На вопрос, поступали ли до сих пор жалобы от работников «скорой помощи», Игорь Шурма сообщил, что жалоб не было. Встречи с «скорой» были, и все проблемы, которые высказывали люди, решаются. Все, что зависит от города, перерастает в программы и решения сессии горсовета. А если решение вопросов зависит от Киева — пишутся письма в Кабмин и в Министерство охраны здоровья. 

— Это неподписанное письмо — своеобразная первая жалоба? — интересуется корреспондент «Вечерки». 

— Это не жалоба, а первое использование технологии анонимки политическими оппонентами. Когда появляются такие анонимные письма, городской власти как-то некорректно, бестактно давать пояснения. Я не собирался реагировать на такие обвинения, поскольку они безосновательны. Когда происходят перемены — очень важно, чтобы не власть о них говорила, а непосредственно те, кто трудится в этой отрасли. Мне приятно, что сегодня ответ анонимщикам дали сами люди, которые работают на станциях скорой помощи. Причем, в отличие от анонимщиков, письмо которых опубликовано в «Городском дозоре», люди подписались. И подписи продолжают поступать: это говорит о том, что медики наше внимание чувствуют и ценят. Это — ответ тем, кто хочет посеять неправду в городе. Чем больше делает городская власть, тем большее раздражение вызывает это у оппонентов. Тот, кто не видит действий власти, либо слепой, либо хочет спровоцировать ситуацию.