За три дня в инфекционные больницы с симптомами отравления обратились пятеро детей и четверо взрослых. Все они утверждают, что 11 августа ели мороженое «Белочка» в харьковском кафе «Кристалл».

У семи заболевших была найдена сальмонелла, но в «Кристалле» — в продукции, в смывах с посуды и у персонала — бактерию не обнаружили.

Делать выводы о заражении в «Кристалле» еще очень преждевременно


Такое мнение высказала начальник Харьковского городского управления ГУ Госсанэпидслужбы в Харьковской области, главный государственный санитарный врач Харькова Ирина Зубкова. По данным Ирины Зубковой, в инфекционный стационар в период с 12 по 15 агуста за медицинской помощью обратились девять человек, посетивших 11 августа кафе «Кристалл». Из них госпитализированы шестеро, трое от госпитализации отказались. По данным на 19 августа, в стационарах остались двое — ребенок и пожилая женщина. Диагноз «сальмонеллез» у них пока не установлен.

Сальмонелла выделена у семи человек, но чтобы связать источник инфекции с «Кристаллом», нужно найти сальмонеллу в кафе.

— 18 августа мы получили результаты исследований продукции кафе «Кристалл» (они были отобраны 15 августа) на патогенную флору и бактерии группы кишечной палочки. Исследования проводил Харьковский городской филиал ГП «Харьковский областной лабораторный центр Госсанэпидслужбы Украины». В десерте «Белочка» и в шоколадном соусе выделена кишечная палочка, — говорит Ирина Зубкова. — Сальмонелла специалистами аккредитованной лаборатории ГУ Госсанэпидслужбы в Харьковской области не обнаружена. Поэтому однозначно утверждать, что причиной заболевания послужил десерт «Белочка», нет оснований, тем более что 11 августа в кафе «Кристалл» была реализована 71 порция мороженого «Белочка», а за медпомощью обратилось всего несколько человек. К слову, руководитель кафе готов с нами сотрудничать и разобраться в этой ситуации. 15 августа мы организовали выход специалистов в кафе. Руководитель кафе допустил нас к проверке. Мы провели обследование объекта с целью установления причинной связи с заболевшими, в ходе которого отобрали 30 смывов с инвентаря и посуды, восемь образцов пищевых продуктов для бактериологического исследования, а также обследовали работников кафе. 17 августа руководитель кафе самостоятельно принял решение о приостановке работы кафе до выяснения всех обстоятельств и получения результатов лабораторного контроля отобранных образцов пищевых продуктов, смывов и материала от сотрудников.

Вина «Кристалла» в предыдущем инциденте тоже не доказана
Связь между заболеваемостью людей самонеллезом и продукцией «Кристалла» в июне не была доказана, говорит Ирина Зубкова. Напомним: с 3 по 5 июня во взрослую и детскую областные инфекционные больницы поступили шесть взрослых и один ребенок с предварительным диагнозом острый гатроэнтероколит. Все пострадавшие сообщили, что 1 июня ели мороженое «Белочка» в кафе «Кристалл». Во время обследования в инфекционном стационаре у шести пациентов была обнаружена сальмонелла, специалисты государственной санэпидслужбы провели лабораторное исследование смывов, проб воды, сырья, готовой продукции.

— Ни у сотрудников кафе, ни в продукции патогенная флора не была выявлена, — говорит Ирина Зубкова.

«Харьковчане нас любят»


— 15 августа нашему кафе исполнилось 13 лет, – говорит управляющая кафе «Кристалл» Нина Слаквич. – Наши сотрудники опытны и отлично понимают, насколько важно соблюдать санитарные нормы. В кафе масса инвентаря, посуды, приборов, и человек, работающий или работавший в «Кристалле», знает, как много внимания мы уделяем использованию дезинфицирующих и моющих средства. Но самое главное – у нас бывает масса людей, среди которых очень много постоянных клиентов и особенно желанных гостей – детей. Харьковчане нас любят, и мы просто не имеем морального права плохо мыть, чистить, подавать некачественную, несвежую пищу. У нас надежное качество сырья, — о нашей «привередливости» знают все наши поставщики.

Заражение сальмонеллой медики связывают в первую очередь с инфицированием от яиц. Нина Слаквич уверяет: яйца в рецептуру десерта «Белочка» и в шоколадный соус не входят, к тому же в кафе есть специальный цех для обработки яиц, а если в десертах используются яйца, они пастеризуются.

— Я и наши сотрудники обязательно пробуем все блюда. Почему мы ни разу не отравились? — говорит управляющая кафе. – «Белочка» – наш фирменный десерт, который уже не один год пользуется неизменной популярностью.

Обвинения абсолютно беспочвенны


— В связи с событиями, которые происходят вокруг популярного среди харьковчан кафе «Кристалл», администрация заведения хотела бы обратиться к харьковчанам, — говорит Нина Слаквич. – На сегодняшний день «Кристалл» является одним из лучших заведений общественного питания Харькова, которое с первых же дней своей работы имеет безупречную репутацию. Все обвинения, которые в последнее время звучат в наш адрес, абсолютно беспочвенны: наша вина в отравлениях людей ни разу не была доказана ни прямо, ни косвенно. Мы уверены, что у нас будут посетители, поскольку наша репутация говорит сама за себя.

«Кристалл» намерен отстаивать свою репутацию


— Руководство «Кристалла» добровольно дало согласие на проведение проверок санитарно-эпидемиологической службой, хотя согласно существующему мораторию на проверки малого и среднего бизнеса до 2016 года, вполне могло не пускать проверяющие органы, — говорит адвокат Сергей Фесенко. — Эти действия руководства кафе совершенно очевидно были направлены на то, чтобы помочь государственным органам разобраться в происшедшем. В этой ситуации нужно найти причинную связь конкретного продукта с последствиями — расстройством здоровья конкретного человека. Но на сегодняшний день делать выводы о взаимосвязи отравления людей и «Кристалла» нет никаких оснований. Более того, 10 августа был плановый отбор проб продукции «Кристалла», который ежемесячно проводит КП «Санэпидсервис», имеющее аккредитацию Министерства здравоохранения Украины. 10 августа был проверен и десерт «Белочка». Из результатов исследований (продукция проверялась в том числе и на сальмонеллу), следует, что на предприятии соблюдаются все нормы безопасности продуктов. В любом случае делать выводы еще рано. К слову, продажи у «Кристалла» были приличными: кафе посещают сотни людей в день, поэтому если бы на предприятии нарушалось соблюдение санитарных норм, соответственно, пострадало бы большое количество людей. Несколько заболевших людей — это грустно, но нелогично. Тем более что в рамках расследования мы пытались связаться с потерпевшими, чтобы объективно разобраться в причинах происшедшего, расспросить людей об обстоятельствах употребления пищи, спросить о состоянии их здоровья. Это была воля и руководства кафе, поскольку заведение рассчитано на детей, и предприятие дорожит своей репутацией. На данном этапе подтверждение о нарушениях не усматривается.

Обидно слышать наговоры в адрес кафе


В злополучный день 11 августа самое большое количество порций «Белочки» заказала компания харьковчан, отмечавшая в кафе день рождения.

– 11 августа я отмечал в кафе «Кристалле» свой 70-летний юбилей – мы любим побаловать себя здесь мороженым, — рассказывает Александр Гайдаев. – Мы пригласили 20 гостей, некоторые пришли с детьми и внуками. Среди гостей было четверо детей, самому маленькому из них три года. Все мои гости и особенно дети – остались очень довольны.

— Мы – постоянные посетители «Кристалла» еще с тех пор, когда заведение было рестораном, – делится Раиса Картавцева. – Я приходила в «Кристалл», когда была еще студенткой – мы отмечали здесь выпускной. А в этот раз мы с компанией заказали 17 порций мороженого «Белочка», и оно всем понравилось. После посещения кафе все чувствовали себя абсолютно нормально.

Заслуженный артист Украины Александр Григорьев – поклонник «Кристалла» уже четыре десятилетия.

– С этим заведением я знаком еще с тех далеких лет, когда его только построили, – делится Александр Григорьев. – Я был здесь даже в 1975 году на новогоднем «Голубом огоньке», который транслировали отсюда в прямом эфире. За все годы у меня не было ни одного повода усомниться в качестве мороженого и десертов, поэтому мне очень обидно слышать наговоры в адрес «Кристалла».