С нового года вступает в силу Соглашение о зоне свободной торговли между Европой и Украиной. Какие изменения привнесут в нашу жизнь новые экономические правила, «Вечерний Харьков» выяснял у экспертов.

Соглашение предусматривает 10-летний переходный период, в течение которого Украина должна перестроиться на «европейские рельсы». Но уже с нового года начнется снижение почти всех заградительных пошлин на евротовары, ввозимые в Украину, — как это сделали в одностороннем порядке для наших товаров страны — члены ЕС в период с мая по ноябрь 2014-го. Большинство пошлин отменят сразу, на ряд товаров — постепенно.

После отмены ввозных пошлин импорт подешевеет. Однако рассчитывать на то, что буквально через четыре месяца нас накроет девятый вал дешевых европейских товаров, все же не стоит.

— Европейские товары будут дешевле в том случае, если их производство и ввоз на нашу территорию будут менее затратными, чем наши внутренние издержки производства, — говорит кандидат экономических наук Георгий Довгаль. — Если же какая-то категория товаров у нас не производится (например, бытовая техника, компьютеры, гаджеты и др.), тогда их придется потреблять по той цене, по которой нам продадут. В связи с этим может возникнуть так называемая импортируемая инфляция.

Но по мнению заслуженного экономиста Украины Леонида Рубаненко, если все страны Европы получат свободный доступ для своих товаров в Украину, то благодаря конкуренции надежда на снижение потребительских цен все же есть.

Среди позитивных моментов открытия зоны свободной торговли эксперты называют то, что украинский средний бизнес (продукция сельского хозяйства, сфера услуг, IT-технологии) получает реальный шанс выхода на рынок ЕС и при условии адаптации к евростандартам сможет развиваться. Но есть и негативные моменты.

Развитие среднего бизнеса приведет к дополнительным поступлениям в бюджет в виде налогов и созданию новых рабочих мест.

— Позитивный сценарий развития событий связан и с повышением инвестиционной привлекательности Украины, — отмечает Георгий Довгаль. — Речь идет не только о западном инвесторе, но и о внутреннем. Между ними должен быть определенный баланс, чтобы мы не превратились просто в рабочие руки, а страна — в территорию для складских и производственных помещений, тогда как все производство будет принадлежать какому-то дяде из Франции, Польши и т. д. Речь идет уже об экономической безопасности страны. А сегодня у нас, к сожалению, все сводится к тому, что лучше иностранного менеджера и быть ничего не может. Но нужно понимать: он иностранец, сегодня работает здесь, а завтра там. Он не мыслит категориями длительного присутствия в нашей стране — два-пять лет максимум. А мы здесь живем. Война когда-то закончится, а что дальше? И когда откроются глаза, окажется, что земля, производство уже принадлежат не нам, и все экономические рычаги находятся где-нибудь в Европе. Таким образом, позитивным моментом в данном случае может быть желание нашего государства, законодателя создавать собственного конкурентоспособного производителя.

Более того, по мнению Георгия Довгаля, собственного производителя нужно не только создавать, но и защищать.

— Учитывая то, что наша экономика сегодня испытывает колоссальнейшие трудности по различным направлениям, мы рискуем превратиться в торговую площадку, где иностранцы будут продавать свой дешевый товар. Поскольку нашим товарам далеко до конкурентоспособности, — говорит он.

У Леонида Рубаненко на этот счет иное мнение.

— Отечественные производители товаров легкой промышленности, например, работают в таком налоговом поле, что тут европейцам сложно с нами конкурировать. Поляков и турок мы уже практически потеснили. Теперь, наоборот, оттуда можем везти ткани, а готовую продукцию выпускаем лучше и дешевле. Крупные официальные производители уже давно работают наполовину по импортным лицензиям, лекалам и опять-таки часть продают на экспорт, а часть идет на внутренний рынок, — говорит он. — Более того, у наших предприятий появляется возможность больше своей продукции продавать на экспорт. Наша «Бисквитка», например, уже экспортирует процентов 70% своей продукции.

В целом же, по мнению экспертов, резких и кардинальных изменений буквально с 1 января 2016 года в Украине не произойдет.

— Все основное уже произошло: наши товары пошли в Европу, европейские — в Украину. Особенно за последний год это взаимное прорастание украинского на Запад и заграничного — в нашу страну настолько сильно, что вступление в силу Соглашения о зоне свободной торговли сегодняшнюю картину изменит разве что точечно, — говорит Леонид Рубаненко.