В информационно-выставочном центре «Бузок» харьковчанам презентовали работы Надежды Морозовой «Верю в любовь».

В это сложно поверить, но 47-летняя художница, автор огромной выставки начала рисовать меньше года назад, в январе 2015-го. Она работает неистово — всего за несколько месяцев появилось больше сотни масштабных полотен.

— У нас открылась выставка совершенно потрясающего человека, — рассказывает директор галереи «Бузок» Алла Суфранова. — Надежда Морозова никогда не имела отношения к живописи: у нее нет художественного образования, она не знает законов графики, рисунка, композиции. Этот дар пришел сам по себе.

Толчком стала первая любовь


Страсть к творчеству у Надежды Морозовой возникла стремительно и спонтанно.

— Толчком стала первая любовь — это необыкновенное чувство, которое родилось 30 лет назад и красной нитью прошло через всю мою жизнь, — делится Надежда Морозова. — Первая любовь пришла, когда мне было 17 лет. Он был художником, но выйти за него замуж мне не разрешили родители: они считали, что художник — это не профессия. А я любила этого человека всю свою жизнь, и мои картины родились благодаря этому светлому незапятнанному платоническому чувству.

Влюбленным пришлось расстаться, каждый пошел своим путем. Художник продолжил заниматься творчеством, Надежда окончила музыкальное училище, работала преподавателем музыки. В 1990-е, чтобы прокормить детей, торговала на вещевом рынке, шесть лет назад окончила Национальную юридическую академию имени Ярослава Мудрого. Бывшие возлюбленные не виделись 30 лет, но зимой нынешнего года ее жизнь резко изменилась. Художник позвонил ей и признался, что любил ее всю жизнь. Этот звонок вызвал бурный всплеск чувств и стал началом увлечения Надежды Морозовой живописью.

Сначала рисовала пальцами


— Когда он мне позвонил, я решила преподнести ему на день рождения подарок, — вспоминает Надежда Морозова. — Красок у меня не было, я взяла косметичку и нарисовала свою первую работу тенями для век, помадой, тушью для ресниц, лаком для ногтей. Конечно, содержимое косметички было полностью уничтожено, но так родилась моя первая работа. Когда он ее увидел, сказал, что первая работа — самая ценная и посмеялся. А узнав, как я рисовала, рассмеялся: «Надя, ты хоть кисточки купи». Я пошла в строительный магазин и купила кисточки, которыми красят окна.

Художница рисует верх ногами


— Надежда Федоровна призналась, что в день открытия выставки исполнилось 244 дня с того момента, как она начала писать, — рассказывает Алла Суфранова. — Первые свои работы она писала на листах ДСП, потому что даже не знала, что для живописи необходимы холст, специальный картон, подрамник и такие материалы, как масло, акварель, пастель. К слову, в нашей экспозиции есть работы, которые Надежда Морозова написала пальцами. Она не пользуется мольбертом, пишет дома на журнальном столике. Кроме того, у Надежды есть еще одна особенность: многие работы она пишет вверх ногами: не в перспективных пропорциях, а наоборот. Поэтому очень многие ее полотна можно перевернуть на 180 градусов и в одной работе увидеть сразу два разных произведения с совершено другими образами.

Темы ее работ самые разные: «Осень любви», «Жажда к жизни», «Шербурские зонтики», «Велюровые цветы», «Сновидения», «Философский камень» «Механический город», «Таиланд», «Райский сад», «Глаза ангела», «Алиса в стране чудес», «Памяти Майи Плисецкой, «Восточный базар». Как выяснилось, ее сюжеты рождаются спонтанно.

— Я никогда заранее не планирую сюжетов, не знаю, какой получится моя следующая работа, — говорит Надежда Морозова. — Я просто сажусь — и картина сама ко мне приходит. Пока не закончу, не могу уснуть.

Картины объединяет детская непосредственность и эмоциональность


Надежда Федоровна отчетливо помнит день, когда начала рисовать — 22 января 2015 года. В это сложно поверить, но меньше чем за девять месяцев она написала больше сотни масштабных работ. Если подсчитать, в среднем пишет одну картину за двое-трое суток. На выставку она представила 55 работ — «оправдывается», что все не влезли.

Поначалу, когда творческий дар только открылся, удивление близких было безграничным. Теперь дети даже жалуются: «Мама, нам уже негде жить из-за твоих картин!». Мама Надежды Морозовой уже ушла из жизни, а отец, который когда-то запретил дочери связать жизнь с художником, сейчас гордится тем, что она открыла себя в творчестве.

Ее работы невозможно отнести к какому-то определенному стилю.

— Сюжет картин идет от души, отражает внутреннее состояние автора и вызывает всплеск эмоций зрителя, — говорит Алла Суфранова. — Ее живопись медитативна и близка к беспредметности, но базируется на впечатлениях от окружающей реальности. Работы выстраиваются в большие циклы воспоминаний о любимом и местах, где они бывали вместе. Ее живопись объединяет детская непосредственность, яркие фантазии, искренняя эмоциональность и женское кокетство.

«От этого чувства нельзя избавиться»


Вероятно, профессионалы могут придраться к творчеству начинающей самоучки, но Надежду Федоровну вряд ли остановит критика.

— От этого чувства нельзя избавиться, любовь выражается в моих картинах, — делится Надежда Морозова. — Я не в браке: так и не смогла найти в своей жизни человека, который был бы мне так близок духовно, как моя первая любовь. Между нами существует настоящее духовное родство.

Выставка о первой любви — чувстве, которое можно пронести через десятилетия, — будет работать до 17 октября.