Ветерану харьковского и украинского велоспорта, почетному мастеру спорта СССР, мастеру спорта международного класса, заслуженному тренеру СССР и Украины, заслуженному работнику физической культуры и спорта Украины Михаилу Курбатову 20 ноября исполнилось 80 лет.

— Михаил Павлович, как вы пришли в велоспорт?
— Совершенно случайно. Я приехал на футбол на стадион ХТЗ. А там была велосипедная секция, и рядом с помещением стояли велосипеды. Я по своей неопытности взял покататься. А спорстмены вместе с тренером подумали, что я двухколесного друга угнал, и минут 15 гонялись за мной по стадиону. В конце концов поймали. Пришел я к тренеру и каюсь: «Извините, я думал, что всем можно...». А он в ответ: «Можно в том случае, если запишетесь в секцию». И получилось так, что на следующий день была тренировка километров на пятьдесят. Тренер дал мне дорожный велосипед — убитый, но можно ехать. До Чугуева ехали все вместе, а обратно — спортсмены-разрядники начали ускоряться. Проехали километров десять — смотрю: что-то группа поредела. На роганском подъеме лидеры вообще начали работать как на соревнованиях. Заехали на подъем, я оглянулся, а сзади меня — никого. Впереди — только два спортсмена-разрядника. Финишировали они, конечно, первыми. Они-то были на спортивных велосипедах, а я — на дорожном. Тренер, естественно, видел все эти баталии и сразу пригласил в секцию. Но прийти я смог только дней через десять — из-за непривычной нагрузки была сильная крепатура, очень болели ноги.

— Сколько вам тогда было лет?
— Лет двадцать. Школу уже окончил. Это было в 1955 году. После двух лет усердных занятий я попал в сборную области, выиграл  на чемпионате Украины групповую шоссейную гонку, и меня включили в украинскую сборную. Сказать, что я сел на велосипед и начал прогрессировать, было бы неверно. Дома у меня был велосипед, и я на нем ездил — по бездорожью, по полям, по оврагам. У меня был уже небольшой опыт, небольшая спортивная закалка. Поэтому в секцию пришел не как новичок, а имея определенный спортивный багаж. В 1957 году участвовал в многодневной гонке Москва — Ленинград — Минск — Литва — Латвия — Эстония — Ленингад — Москва и выиграл серебряную медаль. Меня включили в сборную команду Советского Союза. И десять лет — с 1957 по 1967 год — я был в сборной команде СССР.

— Кто ваш первый тренер?
— Михаил Ильич Босенко. Квалифицированный, грамотный, эрудированный человек. Он очаровал меня своим отношением и к ребятам, и ко мне, да и вообще к спорту. К сожалению, его уже давно нет. Нет уже и тех, с кем я вместе катался...

— Какие соревнования в бытность спортсменом стали для вас самыми памятными?
— Многие можно зачислить в памятные — по характеру, по своеобразию. Но прежде всего хочется сказать о первых моих соревнованиях — чемпионате области, в которых участвовали члены сборной СССР Николай Эчкенко и Владимир Плотицын. Это была шоссейная гонка на 200 км Харьков — Красноград — Харьков, где я выиграл первое место, оставив позади  именитых спортсменов.

— А международные соревнования тоже у вас были?
— Да, были. Конечно, немного, но были. В частности, запомнилась велогонка мира 1963 года Прага — Варшава — Берлин, где я стал бронзовым призером по сумме всех этапов.

— Когда вы перешли на тренерскую работу?
— В 1967-м. Но до этого еще много соревнований выиграл — «Большой приз газеты «Юманите» во Франции, международную велогонку памяти полковника Скопенко по западным областям Украины, четырежды был победителем чемпионата СССР, серебряным и бронзовым призером чемпионата СССР, 28-кратным чемпионом Украины в личном зачете и 11-кратным чемпионом Украины в командном. Много у меня было вторых и третьих мест на чемпионатах. Считаю, что я это время провел удачно.

— Кто из знаменитостей того времени был вашим соперником?
— Ой, ну в сборной Союза были одни знаменитости! Олимпийский чемпион Виктор Капитонов, Алексей Петров, Юрий Мелихов, Анатолий Олизаренко, Гайнан Саитхужин и ряд других спортсменов, имевших победы на международных соревнованиях. Если бы я мог выиграть чемпионат мира и Олимпийские игры! Вы знаете, у меня общее состояние и спортивная форма были на очень хорошем уровне, но меня не брали в команду на чемпионаты мира и олимпиады из-за маленького роста. У меня 162 см, а у коллег — под два метра. А для командной гонки это несовместимо. Поэтому я по росту не мог создать конкуренцию своим друзьям-спортсменам.

— А что самого памятного было в тренерской практике? Кто ваши воспитанники?
— Воспитанников у меня много — есть и олимпийские чемпионы, и чемпионы мира. Я принимал участие в подготовке Игоря Целовальникова — олимпийского чемпиона в тандеме, Валерия Мовчана — олимпийского чемпиона на треке, Ольги Слюсаревой — шестикратной чемпионки мира, чемпионки и бронзового призера Олимпийских игр. А самый памятный — 1983 год, Спартакиада народов СССР. Многодневная гонка стартовала в Днепропетровске и финишировала в Крыму. Эти соревнования были важными в плане завоевания очков для определения общего места всей сборной Украины в Спартакиаде народов СССР. А она до предпоследнего дня спартакиады занимала общее пятое место. Оставались еще соревнования по борьбе и велоспорту. По плану я, как тренер велосипедной сборной, должен был набрать 300 очков, но в связи с тем, что наша команда отставала, в Днепропетровск на старт многодневной гонки приехало руководство спорткомитета Украины и просило, чтобы мы как можно успешнее выступили на соревнованиях, дабы улучшить результаты выступления сборной команды Украины. И мы вместо того чтобы привезти 300 очков, привезли 1000 очков. А через десять дней стартовала однодневная групповая командная гонка в Алма-Ате. Мы также выиграли командную гонку и привезли 800 очков. Таким образом, сборная Украины с пятого места в общем зачете перешла на второе. И впервые в истории Спартакиад мы выиграли у России. Так что это было самое памятное. Люди были самоотверженные,  за свою республику боролись, дрались как на передовой.

— Вам ведь довелось поработать и за границей — в Тунисе?
— Попал я туда по рекомендации Спорткомитета СССР. Правда, когда я работал в Тунисе главным тренером сборной этой страны с 1992 по 1996 год, Советского Союза уже не было. Меня оставляли еще на три года, но в связи с тяжелыми климатическими условиями (а жара там достигала 50 градусов) дальше оставаться было невозможно.

— Сейчас на велосипед садитесь?
— Катаюсь, только понемногу.

— Как ваши дети и внуки к спорту относятся?
— У меня две дочки, у них у самих уже есть внуки. Не получилось у меня, чтобы дети пошли по моим стопам. А мои правнуки еще маленькие — самому старшему из троих всего пять лет.