Уже больше года длится реорганизация Госинспекции по вопросам защиты прав потребителей, которая вливается в новую структуру — Госслужбу Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей.

Но до сих пор эта трансформация не закончена. Кто и как сегодня защищает права харьковчан в период «безвременья» — выяснял «Вечерний Харьков».

По-прежнему действует мораторий на проверки


По словам начальника Госинспекции по вопросам защиты прав потребителей в Харьковской области Григория Ломовских, в сентябре 2014 года Кабмин принял решение о создании Госпродпотребслужбы на базе Госсельхозинспекции, Госветфитослужбы, СЭС и Госинспекции по вопросам защиты прав потребителей. Проще говоря, из нескольких разных по своим функциям служб создается одна, занимающаяся абсолютно всем: от надзора за санитарными нормами и защиты прав потребителей до установления регулируемых цен и надзора в сфере туризма и курортов.

— С конца октября 2015 года началось создание территориальных органов вновь образованной структуры. Была создана комиссия по реорганизации Госпотребинспекции, председателем которой я являюсь, утвержден план мероприятий. На Харьковщине этот процесс должен быть завершен к 1 марта 2016 года, но судя по тому, какое финансирование нашей организации закладывается в бюджет, складывается впечатление, что и в следующем году он не завершится, — говорит Григорий Ломовских.

Сейчас Госпотребинспекция плановых проверок не проводит — мораторий на них для малого и среднего бизнеса в Украине продлен до конца 2016 года. Плановые проверки могут осуществлять только с разрешения Кабмина или по просьбе самого предпринимателя.

— Кроме того, с сентября 2015 года у Госпотребинспекции забрали функцию контроля продовольственной сферы — кафе, баров, ресторанов, супермаркетов. Ее передали Госпромпотребслужбе, в которую мы должны были трансформироваться 1 ноября 2015 года. Однако до сих пор полноценно она не заработала. Поэтому защита прав потребителей в плане общепита сейчас в подвешенном состоянии, — отмечает Григорий Ломовских.

Люди жалуются на все


В результате производители, продавцы и поставщики услуг, почувствовав свою безнаказанность, не то что расслабились, а просто обнаглели.

— Корпоративные юристы пришли к выводу, что за нарушение прав потребителей им ничего не будет. Поэтому на нарушения субъекты хозяйствования идут сознательно и продают некачественный товар, прекрасно об этом зная, — уверен Григорий Ломовских. — А если потребитель предъявляет претензии — ему говорят: хотите — судитесь. Это касается не только продуктов питания, но и бытовой техники, и сферы услуг.

Сейчас облгоспотребинспекция работает в основном по обращениям граждан.

— 99% жалоб рассматриваются, — уточняет Григорий Ломовских. — Люди жалуются на все: начиная от выдачи банковских кредитов и заканчивая купленными на рынке сапогами. В сфере услуг потребители часто нарекают на фирмы по установке окон и дверей: сделали некачественно, через день-два начинает дуть во все щели — то покосилось, то не закрывается. Нередко жалуются на «Укртелеком» — на качество телефонной связи. Однако зачастую такие ситуации возникают по независящим от поставщика услуг причинам: например, когда связь нарушена, потому что был украден кабель. В договоре сказано, что в течение трех дней телефонная связь должна быть восстановлена. Понятно, что прокладка нового кабеля займет гораздо больше времени. Были и такие случаи: только устранили неполадки, проложили новый дорогостоящий кабель — а через несколько дней его опять похищают. Аналогичная ситуация с облэнерго. Много жалоб поступило от жителей населенных пунктов области на то, что после снегопада, который обрушился на Харьковщину, долгое время не было света. Со своей стороны потребители на 100% правы. Но, с другой стороны, авария — это объективная причина.