Гость «Вечернего Харькова» – главный художник Харькова, советник по вопросам имиджевых проектов КП «Городской информационный центр», заслуженный деятель искусств Украины, кандидат технических наук, почетный гражданин Харькова Светлана Дуденко.

Харьковская елка высотой с 12-этажный дом


– Добрый день, Светлана Ивановна. Меня зовут Артем. Хотелось бы побольше узнать о главном новогоднем атрибуте на площади Свободы – ведь вы участвовали в разработке городской елки?

– Хочу сначала отметить, что 80 лет назад в Харькове впервые в СССР провели праздник новогодней елки. Он проходил в первом в СССР Дворце пионеров в 1935 году. Потом эта традиция распространилась по всему Союзу. Я свою первую городскую елку создала ровно 20 лет назад. Она представляла собой металлический остов, в который монтировались более 200 живых сосен. Собиралось елка на площади, высота первой городской новогодней красавицы составляла 18 метров. Сосны были очень разными по величине, поэтому ее трудно было украшать, а праздничное освещение создавали из обычных лампочек накаливания. За 20 лет главная елка города очень изменилась.

Третий Новый год площадь Свободы украшает елка высотой 36,7 метра. Снизу харьковчанам сложно оценить ее габариты, но только высота звезды на ее верхушке составляет 4,7 метра. Елка не смотрится такой монументальной потому, что находится на гигантской площади. На самом деле по высоте она соответствует 12-этажному дому. Харьковская елка считается самой высокой в Украине, а в прошлом году она была признана самой высокой и в Европе. В 2014 году мы сняли фильм о нашей красавице, который представили в Лионе на празднике иллюминаций и праздничного освещения. Во Франции были поражены ее конструкцией и освещением. К сожалению, из-за трагических событий во Франции в этом году этот праздник не состоялся.

Наша елка представляет собой сложнейшее инженерное сооружение, она собрана как лего – из множества отдельных деталей. Подсвечена светодиодными лампами – как гигантский телеэкран, с большим количеством пиксельных лампочек. Освещение дает около 100  чередующихся световых и цветовых вариаций, дневного и ночного оформления. Каждый год меняем и совершенствуем вариации. До открытия елка находилась в режиме ожидания – она подсвечивалась национальными цветами: желтым и синим.

– Здравствуйте, Светлана Ивановна. Меня зовут Илья. Меня интересует, как происходит управление освещением на елке?

– Для иллюминации елки подведены 500 километров проводов. Они спускаются сверху вниз, поэтому их монтажом занимаются альпинисты – коммутируют соединения. Внутри находится целое инженерное сооружение с массой устройств, в том числе и защитных. Чтобы обеспечить работу и безопасность освещения, круглосуточно дежурят специалисты. Из  известных мне в Украине елок наша – одна из самых безопасных по инженерным показателям: мы предусмотрели все возможные варианты защиты. С предыдущей елочкой были неприятности:  люди пробирались внутрь конструкции и запутывались в проводах.

– А сколько на ней украшений?

– На елке несколько тысяч шаров из глянцевого пластика, светящиеся завитки, которые передают морозные узоры, 50 больших светящихся шаров – каждый сезон их меняют, монтируют, дорабатывают.

– Что-то изменилось в декоре в этом году?

– Мы переписали программы светового шоу и отремонтировали оборудование. Поверьте, это очень большая и кропотливая работа.

Харьковская елка прошла испытание на прочность


– Здравствуйте, Светлана Ивановна. Вам звонит Светлана. Скажите, пожалуйста, сколько времени прошло от  идеи до воплощения ее в реальность?

– Создавая елку, мы решали две главные задачи: чтобы было эстетично и безопасно. Вместе со специалистами Харьковского информационного центра работали над конструкцией около года, в том числе четыре месяца испытывали ее – конструкторы просчитали ее на опрокидывание при всех возможных погодных условиях: снеговой и ветровой нагрузках, оледенении после дождя. Проверка проходила поэтапно. Сначала мы поставили металлический каркас, затем испытали елку после монтажа навесных элементов и закрепления зеленой хвои. К иллюминации приступили лишь после того, как конструкторы дали свое заключение.

– И сбоев в иллюминации ни разу не было
?

– В конструкции елки все продумано так, что в случае малейшей неполадки – например при перегорании лампочки в шарике – необходимые элементы находятся в зоне доступа. Это позволяет устранить любые сбои в кратчайшие сроки.

– Светлана Ивановна, а насколько безопасны остальные установленные на площади конструкции?

– Маленькие елочки, фигуры, домики  абсолютно устойчивы и не несут опасности.
 

Натуральную лесную красавицу может сменить зеркальная


– Добрый день, Светлана Ивановна. Вам звонит Константин. Насколько я знаю, в Киеве искусственную елку уже заменили настоящей. Не видите ли Вы на главной площади Харькова натуральную лесную красавицу, привезенную из Карпат

– Из любви к зеленым насаждениям я считаю, что искусственная елка лучше. Тем более что наша елка имитирует настоящую, в ней присутствует ярусность, в отличие от ее предшественницы, которая была конусообразной формы. Представьте себе: живое высокое дерево растет много лет (для украшения площади выбирается лучшее растение – не только здоровое, но и симметричное),  а после сруба оно погибает. А живые ели можно нарядить и на месте – например, те, которые растут в сквере на площади. Причем они не нуждаются в особом дизайне, поскольку хороши сами по себе – достаточно добавить немного огоньков и игрушек.

– Как вы думаете, не придет ли время, когда искусственные ели заменят натуральные?

– Дизайнерские елки становятся популярными в Европе, и это отражает уровень развития общества. Я видела ели, которые даже не имеют объема и не выкрашены в зеленый цвет: они могут быть прозрачными, собранными из зеркальных пластин, в стиле хай-тек. Возможно, пройдет немного времени и в елках будут присутствовать элементы современного искусства, которое хотя и очень медленно, но проникает в Украину. Не исключено, что однажды мы станем свидетелями конкурса авангардных елок или елок, собранных из технических элементов. Думаю, что тема эта вечна и в искусстве, и в жизни.

Страшилище не вписывается в Новый год


– Здравствуйте, Светлана Ивановна. Вам звонит Алексей. Звоню по поводу надувного чуда, которое появилось в этом году и заполонило достаточно большое пространство площади. На мой взгляд, этому  страшилищу не место в праздничном городке.

– К дракону я не имею никакого отношения. Луна-парк заявил о своем участии в празднованиях на площади Свободы, мы отвели под аттракционы место, но какие это будут элементы – заранее не обсуждалось.

– И еще вопрос: какие шоу-конструкции Вы устанавливаете к другим городским и государственным праздникам?

– Мы разрабатывали массу конструкций. Например, устанавливали конструкции каскада, Зеркальной струи, были на площади и новогодние часы. Сейчас на входе в новогодний городок стоят две светящиеся большие стелы, обозначающие входную группу. К Пасхе у нас есть красивые вращающиеся механизмы — подобие иконостаса с куличами и писанками.

Открытки горсовета должны быть минималистичными


– Добрый день, Светлана Ивановна. Меня зовут Наталья. Расскажите, пожалуйста, как родился дизайн флага и герба?

– Я сделала историческую реконструкцию старого герба города – он был утвержден на сессии Харьковского горсовета в 1995 году. На нем два символа: обвитый змеями золотой кадуцей Меркурия (считается, что Харьков рожден под покровительством Меркурия – бога торговли, удачи) и наполненный плодами и цветами рог изобилия – знак благополучия города. Зеленый цвет в геральдике символизирует надежду, радость, достаток.

– А как создаются открытки мэрии, городские грамоты, медали, награды?

– Открытки, грамоты, книги – это имиджевая часть жизни города. Я разработала около 300 открыток. При этом каждый год разрабатывается фирменный стиль, в котором выпускаются открытки, посвященные Новому году, 8 Марта, Дню Конституции, Дню Независимости и т. д.

– А по каким принципам создается полиграфия?

– Открытки от мэрии создаются, во-первых, по принципу минимализма: это протокольные  изделия, поэтому они должны быть лаконичными, сдержанными, с рисованными графическими изображениями. Во-вторых, на открытках обязательно должны присутствовать символы города. 

– При создании грамот тоже приходится подчиняться определенным правилам?

– Конечно. Получив грамоту, человек должен почувствовать гордость от того, что держит в руках документ, которым по праву оценен его труд. Это очень серьезная работа, предполагающая использование ряда обязательных символов, которые должен содержать этот документ.

– А легко ли творить в неких рамках?

– Есть бои по правилам, а есть без правил. Я считаю, что работать по правилам сложнее, но интереснее, а поле для творчества всегда есть.

Серебряный коллар мэра весит около полукилограмма


– Здравствуйте, Светлана Ивановна. Меня зовут Михаил. Расскажите, пожалуйста, как создаются медали  горсовета и  знак почетного гражданина Харькова.

– Органы местного самоуправления не имеют права изготавливать медали, но могут делать почетные знаки. Знак «Почетный гражданин города Харькова» – одна из самых интересных и ценных наград. Она вручается за особые заслуги перед нашим городом. Богатейшая и благороднейшая традиция присваивать это звание существовала еще до революции, но потом была утрачена. Возрождена она была в 1999 году по инициативе харьковского городского головы Михаила Пилипчука. Знак выполнен в двух вариантах: нагрудный и фрачный вариант. Также вручается диплом почетного гражданина Харькова.

– Добрый день! Светлана Ивановна, вам звонит Сергей Николаевич. Насколько я слышал, вы разрабатывали коллар мэра. Хотелось бы узнать, из каких элементов он состоит, каков его вес?

– Традиция ношения должностного знака городского головы была возрождена в преддверии празднования 350-летия Харькова. Это уникальное нагрудное украшение, в котором мэр принимает присягу, встречает гостей города, проводит торжественные награждения. Коллар городского головы соответствует протоколу и состоит из нескольких элементов. Один из них – герб города в обрамлении, второй – ключи от города. Вверху – герб Украины, внизу – маленький герб города в обрамлении эмблем-символов основных направлений деятельности мегаполиса. Коллар изготовлен из серебра 925 пробы с золочением и цветными эмалями, его вес – около 0,5 кг.

Бронзовый мяч исполняет желания футболистов


– Здравствуйте, Светлана Ивановна. Вам звонит Иван Ильич. Слышал, что вы участвовали в создании памятника футбольному мячу в саду Шевченко. Расскажите, как родилась эта идея и из какого материала сделан шар?

– Идея родилась по инициативе Владимира Бабаева, который тогда был заместителем мэра Харькова. Владимир Николаевич инициировал немало идей на тему футбола. На этом месте в саду Шевченко еще с советских времен была так называемая брехаловка: возле стендов со свежими спортивными газетами собирались любители футбола, чтобы обсудить матчи. Но со временем это место пришло в запустение, и работавший в то время первым заместителем городского головы Владимир Бабаев попросил меня сделать скульптуру, посвященную футболу. При упоминании об этом виде спорта у меня возникают только две ассоциации: мяч и Олег Блохин. Мяч – непременный атрибут футбола, и мы решили создать большой бронзовый футбольный мяч. В тот момент это был единственный большой бронзовый мяч не только в Украине, но и в мире. На открытие памятника приехал Олег Блохин и оставил свою подпись, которую мы выгравировали на мяче. Харьковчане по сей день обсуждают здесь спортивные новости, а футбольные команды фотографируются и загадывают желания – говорят, они сбываются.

– А насколько прочно закреплен мяч? Не «укатится» ли, если на него покусятся вандалы?

– Поверьте, футбольный мяч установлен очень надежно. 

Личное дело
Светлана Ивановна Дуденко родилась 6 июня 1957 года в городе Ессентуки. Окончила Харьковский институт инженеров коммунального строительства (1974-1979). Трудовую деятельность начала в 1979 году инженером, затем стажером-исследователем кафедры архитектуры и рисунка Харьковского института инженеров коммунального строительства. В 1983-1986 годах – аспирантка Московского инженерно-строительного института. В 1987-1996 годах – ассистент, старший преподаватель кафедры монументально-декоративного искусства Харьковского художественно-промышленного института. С 1996 года – главный художник города в управлении архитектуры Харькова. В 1998-2003 гг. – начальник бюро рекламы, информации и благоустройства городской среды. С 2003 года по настоящее время работает в КП «Городской информационный центр» в должности главного художника города – советника по вопросам имиджевых проектов.
Член Союза дизайнеров Украины с 1997 года. Член Союза художников Украины с 1999 года. Награждена «Орденом княгини Ольги» ІІІ ст.
Есть дочь.