Конфликт на востоке Украины обострил отношения между соотечественниками. Из-за категоричности взглядов и неумения воспринимать чужую точку зрения члены семьи порой становятся чужими друг другу.

Чтобы научить детей отстаивать мнение без агрессии и насилия, с начала нового учебного года в школах стартует новый факультативный предмет «Шаги к взаимопониманию».

С началом военных действий в Украине и политико-социального конфликта дети стали сталкиваться с новыми для них ситуациями, говорит автор-разработчик и координатор проекта Игорь Сущенко. К сожалению, дети оказались наиболее уязвимыми в этой ситуации, к тому же взрослые даже на самом высоком уровне власти подают им не самый лучший пример поведения в острых ситуациях.

— Дети делают вывод, что проблемы можно решать с помощью оружия, насилия, и это на самом деле ужасное явление, — отмечает Игорь Сущенко. — Страшно, что дети не имеют прививки мирного существования и уже два года живут в ситуации, когда несогласие означает стрелять. Они не вооружены инструментами, как жить мирно. Мы встречались с ситуациями, когда родные по крови люди из-за разных мнений о будущем Украины конфликтовали вплоть до разрыва семейных отношений. В школах сегодня не объясняют, что такое война, не обсуждают способы выхода из конфликтных ситуаций. Мы пытаемся восполнить этот пробел.

Эксперты общественной организации «Учителя за демократию и партнерство» разработали программу тренингов, на которых детей научат толерантно относиться к разным мнениям и конструктивно решать конфликты. В конце прошлого года новый курс прошел апробацию, сейчас началась массовая подготовка учителей, рассказывает медиа-координатор проекта Елена Харченко. Пока проект действует как пилотный в пяти восточных регионах страны — Харьковской, Донецкой, Днепропетровской, Запорожской и Луганской. Затем в нем примут участие Винницкая, Тернопольская, Черкасская, Киевская и Николаевская области. А в дальнейшем планируется  привлечь и другие регионы Украины.

В Харьковской области образовательный проект «Учитывай разницу» стартовал в начале февраля. Больше сотни учителей региона пройдут бесплатные двухдневные тренинги, на которых педагогов подготовят к преподаванию нового предмета в школах. По словам Елены Харченко, Министерство образования и науки Украины одобрило новый предмет для обучения в общеобразовательных учебных заведениях и пособие, по которому будут учиться школьники.

— В школы бесплатно передатут комплекты учебных материалов, — рассказывает Елена Харченко. — С начала нового учебного года в 10–11 классах начнется официальное преподавание нового курса «Шаги к взаимопониманию», который рассчитан на 17 часов. Курс будет факультативным.

Среди тем — как эффективно общаться, как понять другого человека и научиться говорить «нет», как вести себя в конфликтной ситуации, какие стереотипы влияют на нашу жизнь, как отличить факты от мнений и распознать манипуляцию, что такое аргументированная позиция, как принять  участие в дискуссии, как находить согласие в обсуждении, не отказываясь при этом от собственных убеждений.

— Например, темой «Разнообразие — это ресурс» мы хотим сказать детям: «Если ты думаешь иначе, чем кто-то, это неплохо. Но в любом случае есть общие точки соприкосновения: все хотят мира, работы, счастья, и внимание нужно акцентировать именно на этом, а не на различии мнений. Нужно отстаивать свою позицию, но при этом уважать другую, — говорит медиакоординатор проекта Елена Харченко.  

Занятия будут интерактивными. Учитель не будет читать школьникам лекции: детям будут предлагать поразмышлять и ответить самим на волнующие вопросы. По словам Игоря Сущенко, учитель вообще ничего не рассказывает: он дает детям возможность общаться, разговаривать, обсуждать и самим принимать решение.

— Как пример школьникам предлагается следующее задание, — делится Елена Харченко. — В пособии есть плакат следующего содержания (он был создан по заказу местной власти в Кельне): «Твой Христос — еврей, твое авто — японское, твоя пицца — итальянская, твоя демократия — греческая, твой кофе — бразильский, твой отпуск — в Турции, твой счет — арабский, твой алфавит — латинский. Так кто тут иностранец — твой сосед или ты сам?» Мы хотим сказать детям: задумываемся ли мы, когда  противопоставляем себя другим, как много заимствуем у других культур и что на самом деле разнообразие — это ресурс для развития.

К слову, учителям тоже должны пригодиться приемы конфликтологиии — они уже открывают для себя новый стиль общения.

— После тренингов я слышал от учителей, что научились общаться, нашли для себя инструмент для решения своих вопросов, что теперь знают, как нужно работать в коллективе. Это — вторичный эффект обучения: когда чему-то учишь других,  сам этому учишься, — считает Игорь Сущенко.
Кто организатор
Проект реализует общественная организация «Учителя за демократию и партнерство» в рамках проекта Украинская инициатива укрепления общественного доверия (UCBI). Проект финансируется Агентством США по международному развитию (USAID).