На Южной железной дороге участились случаи травмирования среди детей и подростков, в том числе со смертельным исходом.

Хотя подобная ситуация характерна для всей страны. По данным «Укрзалізниці», в 2015 году из-за собственной невнимательности и игнорирования правил безопасности на объектах железнодорожного транспорта Украины травмировались 18 детей, из них 11 — смертельно.

– В XXI веке, наряду с новыми возможностями, мы столкнулись и с острой проблемой — отсутствием ощущения реальности, безразличием социума, – говорит начальник моторвагонного депо «Харьков» филиала «Южная железная дорога» ПАО «Укрзалізниця» Олег Олейник. – И очень часто дети не замечают приближения поезда, разговаривая по телефону или слушая музыку в наушниках. Также немало детей и подростков травмируются из-за игнорирования сигналов световой и звуковой сигнализации, хождения по путям. Ведь поезд не может резко остановиться из-за большого тормозного пути (до двух километров) даже если машинист применил экстренное торможение.

Нынешний год тоже открыл печальную статистику. Так, 14 января электровоз на остановочной платформе Мост смертельно травмировал 15-летний жительл Мерефы. А 1 марта на перегоне Шпаковка — Куряж погиб 16-летний житель поселка Солоницевка Дергачевского района. Оба подростка слушали в наушниках громкую музыку, что помешало им вовремя среагировать на звуковые сигналы, которые подавали машинисты. Есть и другие опасные тенденции.

– Новое поколение уже называют поколением «Селфи», – отмечает железнодорожник. –  Стало модно снять какой-нибудь ролик, видео etc и выложить на свою страницу в соцсетях. При этом молодые люди, увлеченные съемками, не думают о безопасности. А выложенное в Интернете видео провоцирует других экстремалов повторить «подвиги». При этом срабатывает стереотип: «Беда может случиться с кем угодно, только не со мной». В числе таких «подвигов» – катание на крышах вагонов. Не случайно ведь «Правилами безопасности граждан на железнодорожном транспорте Украины» запрещается залезать на крышу вагонов, подниматься на опоры электрифицированных линий, касаться металлических проводов заземления, идущих от опоры к рельсу, приближаться к лежащему на земле электропроводу ближе, чем на 10 метров. Напряжение в контактном проводе составляет 3000 Вольт (в сети постоянного тока) или 27000 Вольт (переменного). Поэтому человек, оказавшись на крыше вагона или локомотива, под воздействием электрического тока может сгореть заживо либо от удара электрическим током или получить ожоги и упасть с высоты около пяти метров.

В качестве примера Олег Олейник приводит случай с двумя 15-летними подростками — жителями поселка Шевченково Харьковской области. 5 сентября 2015 года около полуночи на станции Шевченково-Южное они на глазах своих ровесников залезли на грузовой вагон-зерновоз и оказались очень близко к контактной сети. От удара электротока высокого напряжения 27,5 кВ, один из подростков умер сразу, второго доставили в Шевченковскую ЦРБ с ожогами.

– Еще одно популярное хобби среди подростков — так называемый зацепинг, когда ребята цепляются к поезду в не приспособленных для этого местах и таким образом катаются на составе. Но это очень  опасный виде развлечения: многие при этом падают с движущегося состава и получают травмы, порой несовместимые с жизнь, – подчеркивает Олег Олейник.

Железнодорожники говорят, что во всех случаях гибели детей на железной дороге в 2015 году имела место собственная неосторожность несовершеннолетних и прнебрежение ими правилами личной безопасности.