В Военно-медицинском клиническом центре Северного региона презентовали магнитные инструменты, с помощью которых можно быстро и эффективно извлекать осколки.

Комплекты магнитных приборов отправят в мобильные полевые госпитали, работающие в зоне военного конфликта.

Есть комплект даже для офтальмологов


Уникальный инструментарий разработали ученые Харьковского физико-технического института совместно с медиками Военно-медицинского клинического центра Северного региона. Необходимость в таком приборе возникла в мае 2014 года, когда в харьковский госпиталь начали массово поступать раненые.

— Этот инструмент очень актуален, — считает старший ординатор торакоабдоминального отделения ВМКЦ Северного региона Владимир Негодуйко. — Больше 61% ранений — осколочные, в основном конечностей, нередко — с повреждением внутренних органов. Но в хирургических наборах военных госпиталей не было инструментария для извлечения инородных тел. В итоге при большом потоке раненых у нас очень много времени тратится на диагностику и извлечение инородного тела. Это и послужило толчком к разработке инструмента. За период с мая 2014 года с его помощью мы прооперировали более 600 пациентов. За полтора года мы усовершенствовали прибор.

Инструменты сделаны из сертифицированной медицинской стали. К каждому прилагаются магнитные насадки разных параметров в зависимости от глубины, размера и характера раны. Один комплект предназначен для офтальмологов — чтобы удалять осколки из глазного яблока. Размеры насадок подбирали в соответствии с размерами инородных тел, которые чаще всего встречаются в практике хирургов, даже мелких осколков — от 2 мм до 3 см.

Для диагностики хирурги используют инструмент с магнитным щупом с линейкой, которая позволяет точно зафиксировать, где и на какой глубине находится инородное тело. До недавних пор в госпитале использовали инструменты только для точного определения места, в котором находится осколок. Но недавно хирурги стали даже извлекать их из суставов, желудка или печени, притягивая металл магнитами.

— Два комплекта останутся в нашем центре, а восемь будут направлены в военно-полевые госпитали — говорит Владимир Негодуйко. — Для медиков такие инструменты — огромное подспорье. Они облегчают работу, диагностику, сокращает время манипуляций, наркоза, объем операционной травмы. Соответственно, рана заживает быстрее, больной раньше восстанавливается и возвращается в строй.

Не все осколки удается извлечь


33-летний Сергей Тихоненко поступил в харьковский госпиталь с осколочными ранениями.

— В армию пришел по мобилизации. Служил телефонистом в Зайцево под Горловкой в составе 57-й бригады 17-го батальона, — рассказывает боец. — 12 марта пост, на котором я стоял, был обстрелян из гранатомета. Осколки попали мне в мышцы спины, голень и печень. Сначала меня оправили в Артемовск, затем самолетом транспортировали в Харьков. С помощью магнита достали осколок из спины. Было не больно, но неприятно — ощущал, как что-то выгятивают.

Сергей Тихоненко демонстрирует осколок около сантиметра длиной, который извлекли хирурги. Но в теле еще остаются два осколка: в печени и в голени.

— Осколок в печени небольшого размера и ни к каким функциональным нарушениям в последующем он привести не должен, — говорит лечащий врач Сергея Владимир Негодуйко. — А его удаление приведет к большим повреждениям ткани, что может привести к осложнениям. Осколок из голени очень маленький, и его тоже лучше не удалять, поскольку во время операции можно повредиться нервные или сосудистые структуры. Взвешивая риск удаления инородных тел и возможные последствия, мы приняли решение в пользу больного, чтобы не сделать из него в будущем инвалида.