Многие украинцы задаются вопросом: как правильно поминать усопших — во время пасхальных дней или после? Епископ Украинской православной церкви Филарет (Зверев) объяснил, как лучше себя вести на кладбищах в эти дни, как стоит поминать покойных в духе православия, пишет портал «Православие Украины».

После пасхальной недели идет Радоница — день поминания умерших. В этом году праздник отмечается 10 мая. Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление). Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших.

Обычно люди идут на кладбища и устраивают некие «пикники». Они встречают своих дальних родственников, которых могут не видеть год, и поминание превращается в некое светское мероприятие, часто с распитием алкоголя. Насколько это соответствует духу православия? Нисколько, а скорее идет вразрез с общим смыслом поминок.

— Придя в Радоницу на кладбище (вторник второй седмицы после Пасхи), на могилы близких, не следует делать того, что оскорбляет их память, да и Самого Бога. Например, сейчас традиционным «атрибутом» поминовения стало распивание на могилах алкогольных напитков. Это нонсенс, такого быть не должно. По большому счету, выставление рюмок, выливание водки на могилу, ― явное отвержение Евангельских норм. Ведь сказано, что Царство Божие ― это не пища и питие. Получается, нами руководит типичное языческое представление о том, что покойник должен есть и пить... Пьянствуя же, мы свидетельствуем о том, как не любим наших усопших, — сказал священник.

Правильным же будет в этот день следовать простым евангельским истинам — помочь нуждающимся. Протянуть калеке милостыню, навестить дом сирот с гостинцами, принести пакет с едой одинокой старушке по соседству, которая едва выживает на мизерную пенсию. А сам смысл похода на кладбища ради «поесть и попить» около могил — пустой.

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц ― нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», ― пишет святитель Иоанн Златоуст.
Молитва за усопших ― это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике ― все это дань традициям, пусть и благочестивым. Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего ― долг всякого православного христианина.

— Еще более важно — прийти в этот день в церковь на службу и помолиться об усопших. Даже в небольших приходских храмах богослужения все равно совершаются — пусть даже и не Литургии, а только панихиды. Ведь помолиться об усопших можно в любом месте, в любое удобное время — а уж особенно в храме Божием. Но сделать доброе дело и попросить, чтобы помолились об упокоении раба Божьего имярек ― вот самое лучшее проведение Радоницы. Поход на кладбище именно в пасхальные дни не имеет смысла. Церковь для всего устанавливает свое время: и время поминать усопших, и время радоваться победе над смертью. Пасхальная седмица ― это победа над смертью, и даже в церковном уставе сказано, что если на пасхальную седмицу выпадает третий, девятый или сороковой день преставления усопшего, поминание переносится. Молитва, милостыня, воздержание от языческих обычаев ― вот это основное, — заключил епископ Филарет.