Бойцы добровольческих батальонов добиваются, чтобы их признали участниками боевых действий. С этой целью они вышли на митинг под стены облсовета 23 июня.

Последней каплей стала гибель четверых добровольцев


Как рассказал референт гражданского корпуса «Азов» Игорь Лядов, со времени начала АТО  много добровольцев ушли воевать в Донбасс, отстаивая целостность и независимость Украины. По его словам, государственный аппарат на то время недостаточно наладил систему по оформлению бойцов-добровольцев. Де-юре многим из них пришлось формально нарушить закон, взяв в руки оружие. 

– К сожалению, власть  не оценила по достоинству вклад добровольцев в защиту страны, многие так и не получили официального статуса участника боевых действий и признания на государственном уровне, – говорит Игорь Лядов. –  Я, например, в апреле 2014 года пошел в батальон «Донбасс», воевал в зоне АТО, выполнял задания. Но мое пребывание там никем не задокументировано. По похожей системе в Вооруженных силах и других батальонах проходила служба и других добровольцев. Получается, что во многих подразделениях есть люди, которые надлежащим образом до сих пор не могут оформить документы. По разным причинам – где-то бумажки не донесли, где-то бюрократия, где-то судимость мешает. Против этого мы и вышли на акцию протеста.  

Последней каплей, по словам Игоря Лядова, стала гибель четырех бойцов-добровольцев на передовой, тогда как в официальных сводках МО было заявлено об отсутствии потерь.

– Добровольческая украинская армия не являются официальной структурой Вооруженных сил. А раз официальных бумаг нет – семьи никаких льгот не получат, – говорит он. 

Митингующие обратились к областному совету с просьбой создать рабочую группу из депутатов и юристов, чтобы, изучив законодательство, инициировать рассмотрение этого вопроса на общенациональном уровне для официального признания всех участников боевых действий, независимо от причастности к той или иной структуре, защищающих целостность Украины.

«Проблему нужно решать на государственном уровне»


И. о. военного комиссара Харьковского областного военного комиссариата Юрий Калгушкин подтверждает: проблема – в отсутствии документов, удостоверяющих, что ребята действительно защищали Украину на передовой.

– К нам обращались около 20 человек из добровольческих батальонов с такой проблемой. Они выполняли задачи в зоне АТО, но приказы  практические не издавались по строевой подготовке, – говорит Юрий Калгушкин. – Комиссия при военкомате, которая рассматривает вопросы по присвоению статуса участника боевых действий, просит, чтобы они предоставили хотя бы двух-трех свидетелей, какие-то грамоты, письма, которые бы подтверждали, что они там были.

Советник администрации президента по вопросам АТО Александр Мотузяник считает, что в каждом таком случае нужно разбираться индивидуально. 

– Вопрос присвоения статуса УБД, помимо комиссии при военкоматах, рассматривает внутриведомственная комиссия при Минобороны, а также в Генштабе и во всех видах ВСУ. Но необходимы подтверждающие документы. Подтвердить же, что человек в добровольческом формировании в 2014 году воевал в АТО, защищая Украину, проблематично. Поэтому  нужно решать на государственном уровне, – говорит он. – Мы считаем, что каждый боец, который добровольно взял в руки оружие и пошел защищать Украину, когда страна была не готова к этим угрозам, заслуживает статуса участника боевых действий. И те, кто погиб в эти первые дни, заслуживают почестей как герои.

Что касается четырех погибших добровольцев, не учтенных в сводках Минобороны, то, по его словам, военное ведомство не могло заявить о потерях людей, которые не состоят в штате Вооруженных сил Украины.

– Где взять эту информацию – в «Фейсбуке»? –  говорит Александр Мотузяник.

Вместе с тем он отметил, что практически все добровольческие батальоны уже вошли в состав ВСУ или Нацгвардии.

– Например, «Айдар» стал 24-й отдельным штурмовым батальоном ВСУ. Бойцы имеют социальный статус, получают денежное довольствие, на  них распространяются все льготы, которые на сегодняшний день по Закону «О социальной защите военнослужащих и членов их семей» предусмотрены для военных. «Азов» и «Донбасс» находятся в составе МВД, которому подчинена Нацгвардия.