Каждая историческая работа подбрасывает реставраторам настоящие головоломки.

Стараясь вернуть раритетам их первозданный вид, специалисты не только сквозь века проникают в процесс их рождения, но и знают, как хранили исторические ценности.

Прежде чем приступить к реставрации исторической работы, специалисты должны знать ее биографию, которая складывается и из секретов автора работы, и из сведений о тех, кто хранил ее в течение десятилетий или даже столетий.

Чем сложнее — тем интереснее


За 25 лет работы реставратор графики и документов Харьковского филиала Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины Наталья Черная разгадала не один десяток исторических загадок.

— На днях я завершила работу над гравюрой начала ХVIII века Шарля-Луи Симоно по заказу Государственного историко-культурного заповедника «Поле Полтавской битвы», — рассказывает Наталья Черная. — На сильно пожелтевшей от времени гравюре были заломы, бурые пятна, пятна силикатного клея (скорее всего, ее реставрировали в первой половине прошлого века). Реставрация этой работы была особенно интересна тем, что она была разорвана на четыре фрагмента. Гравюра сделана на рыхлой пористой бумаге, которая хорошо впитывает краску, после этого ее раскрасили акварельными красками. Затем гравюру, вероятно, складывали, отчего она покоробилась, на ней произошли заломы и трещины, бумага в этих местах стала ломкой, поэтому ее наклеили на картон. После гравюра была разорвана еще раз, причем вместе с картоном. А так как картон — плотный и рыхлый материал, он осыпался по краям, и по линиям разрывов на изображении гравюры образовались значительные утраты. Кроме того, некогда изображение в углу гравюры тоже был безвозвратно утрачено, и кто-то просто дорисовал свою вставку тушью.

Задача реставратора — максимально приблизиться к оригиналу


Старинную работу нужно не только восстановить, но и устранить то лишнее, что возникло на ней в течение «жизни». Реставрация графического творения проходит множество кропотливых этапов и в среднем длится около месяца.

— Сначала происходит химический процесс: я закрепляю на гравюре красочный слой до тех пор, пока краски не перестают течь. Затем промываю гравюру в ванне. После высыхания я исследую, как ведет себя красочный слой, и если краски все еще растворяются, заново их закрепляю, — говорит Наталья Черная.

После следуют еще множество этапов. Среди них — отбеливание бумаги, склеивание разорванных кусков специально приготовленным составом из бумажной массы и реставрационного клея, заполнение трещин. Некоторые проблемы приходится решать «хирургическим» путем. Так, с испорченным при хранении и подрисованным кем-то уголком на гравюре Симоно пришлось расстаться.

— На совете мы пришли к выводу, что дорисованный и приклеенный уголок на гравюре нужно удалить, — рассказывает Наталья Черная. — Уголок не имел никакого художественного значения и только вредил гравюре. Он был подклеен разрушающим бумагу силикатным клеем, и если его не удалить, под его воздействием бумага со временем превратилась бы в труху. Я подклеила новый уголок и нанесла изображение, основываясь на оригинале точно такой же гравюры.

На финальном этапе реставратор восстанавливает изображение: максимально воссоздает гравюру, расписывая в точной манере автора. Чтобы старинная работа стала идеально ровной, Наталья Черная увлажняет бумагу, вкладывая в специальное сукно, кладет ее под пресс, причем каждый день в течение недели меняет и сушит впитавшее влагу сукно.

В святая святых Альбрехта Дюрера


Наталье Черной посчастливилось реставрировать настоящие раритеты — гравюры Альбрехта Дюрера ХV века (работа проводилась по заказу Харьковского художественного музея).

— К счастью, гравюры хорошо сохранились, — говорит реставратор.— Конечно, на них были пожелтения и разрывы, но я их осветлила, химически обработала, по каталогу художника восполнила утраты на разрывах. Работать со старинными работами очень интересно. В первую очередь, удивляешься как бумага — достаточно чуткий материал, который и мнется, и рвется, и горит, и страдает от воды, и распадается на кусочки — тем не менее дошла до наших дней и за 500 лет в принципе не изменилась.

Старинный документ таит в себе историю


Еще одно направление работы Натальи Черной — восстановление документов, и реставратору удается воссоздать исторические свидетельства буквально из кусочков и лохмотьев.

— Реставрация графики и документов — две разные, хотя и очень близкие сферы, — рассказывает Наталья Черная. — Реставрировать документы сложнее. Как правило, картины стараются бережно хранить: ее оформляют в раму, вешают на стену, поэтому их состояние гораздо лучше, чем у документов, которые обычно складывают для хранения в сумки, пользуются, носят в карманах. Если главная проблема старинной графики — пожелтение бумаги, выцветение красок, то документ представляет собой исторический рассказ о его бытовании: как человек его хранил, где носил. Бумага может иметь не только заломы и потертости: ее могут повредить огонь, вода, на документах военного времени могут быть отверстия от пуль и осколков снарядов. И если моя задача устранить на документе, например, пожелтение, потертость бумаги, жирные пятна, соединить разорванные фрагменты, то следы от пуль и снарядов — это исторические свидетельства, и их нельзя утратить. Документ нужно отреставрировать так, чтобы он продолжать жить, но при этом рассказывал о том, что с ним происходило.

С древними раритетами работать легче, чем с современными


Самые древние документы, с которыми довелось поработать Наталье Владимировне, — дарственные царские грамоты ХVII века на землю, которые ХФННИРЦУ реставрировал для двух музеев — Государственного историко-культурного заповедника «Поле Полтавской битвы» и Полтавского краеведческого музея. Грамоты были выданы за службу казакам Запорожского войска государями Иоанном и Петром Алексеевичем. Так, одна из грамот датирована 1699 годом. Государи Иоанн и Петр Алексеевич жаловали хорунжему Лубенского полка Запорожского войска Власу Самашко землю и мельницу. Грамота была выдана казаку гетманом Войска Запорожского левого берега Днепра Иваном Мазепой. Царская грамота — не чета нынешним штампованным в типографиях наградным листам.
Дарственная на землю покрыта тканью, прикрепленной к бумаге декоративным элементом, а когда реставратор начала работать с документом, на его оборотной стороне обнаружилась подпись царской канцелярии. На грамоте была и вислая восковая печать на шнурках, но она, к сожалению, утрачена.

Удивительно, но спустя более 300 лет пожелтевший документ хорошо сохранился, причем, как выяснилось, работать с такими древними раритетами даже легче, чем с современными.

— Документы непросто реставрировать, если они сделаны на бумаге плохого качества, и чем современнее документ, тем меньше он сохраняется: бумага рассыпается, для ее реставрации нужны химикаты. Бумага дарственной грамоты государей Иоанна и Петра Алексеевича сделана очень качественно — с помощью ручного отлива (ее изготавливали из пеньки и тряпок), кроме того, бумага покрыта растворенным золотом. Такая бумага хорошо ведет себя в реставрации, и работать с ней просто одно удовольствие, — уверяет Наталья Владимировна. — К слову, секрет 500-летней сохранности гравюр Альбрехта Дюрера тоже кроется в уникальном качестве тряпичной бумаги, на которой они созданы.

Реставрация — это своего рода медитация


Нередко Наталье Черной приходится работать с очень сложным материалом. Например, такая интересная работа-головоломка предстоит реставратору в следующем году.

— Сумской музей А.П. Чехова прислал фотографии с рисунками одного из родственников писателя с вопросом, можно ли восстановить эти работы. К сожалению, рисунки сделаны на кальке: этот материал жесткий, плохо впитывает воду и в то же время очень хрупкий, поэтому если калька иссохла от времени, измята или изорвана, сделать с ней практически ничего невозможно. Я возьмусь за ее реставрацию, — буду думать, как максимально восстановить бумагу: законсервировать ее либо закрепить, — делится Наталья Черная.

Реставраторам приходится не только разгадывать исторические загадки, но и выполнять очень деликатную, тщательную, ювелирную работу. Такой труд по плечу не всем, но процесс способен захватывать с самого начала до конечного результата.

— В этой работе я нахожу огромное удовольствие, — делится специалист. — Процесс реставрации — это своего рода медитация. Приступая к работе, я не думаю и не помню больше ни о чем — я ухожу в другое измерение.