Защитники прав потребителей получают массу жалоб от харьковчан, которые делают покупки или заказывают услуги через интернет.

Наказать интернет-торговцев достаточно сложно, поскольку в большинстве случаев невозможно установить его местонахождение. На что обращать внимание потребителю, чтобы не попасть впросак?

Как сообщила начальник управления защиты потребителей Главного управления Госпродпотребслужбы в Харьковской области Лариса Кочан, в управление поступает большое количество обращений от потребителей, которые покупают товары или заказывают услуги через Интернет.

— Нарушения заключаются, как правило, в том, что субъекты хозяйствования вопреки требованиям законодательства (Закона Украины «О защите прав потребителей» и «Правил продажи товаров на заказ вне торговых или офисных помещений», утвержденных приказом Министерства экономики Украины от 19 апреля 2007 г. № 103), не оформляют надлежащим образом правоотношения с потребителями. То есть не предоставляет потребителю документ, который фиксирует факт заключения договора, а также — необходимую, своевременную и доступную информацию, — говорит Лариса Кочан.

В соответствии с законодательством такой документ должен содержать следующую информацию:

— дату заключения договора,
— наименование и местонахождение продавца (исполнителя),
— наименование продукции, цену, срок выполнения работ (предоставление услуг),
— другие существенные условия договора,
— права и обязательства сторон договора.

В случае непредоставления такой информации субъект хозяйствования должен нести ответственность согласно законодательству.

При этом информация, которая должна представляться продавцом потребителю при реализации продукции по договору вне торговых или офисных помещений, в соответствии с разделом 1 п. 1.6 Правил, должна содержать:

— наименование продавца, его местонахождение и порядок принятия претензий,
— основные характеристики товара,
— цену, включая плату за доставку и условия оплати,
— гарантийные обязательства и другие услуги, связанные с содержанием или ремонтом товара, другие условия поставки или исполнения договора,
— минимальную длительность договора, если он предусматривает периодические поставки товара,
— стоимость телекоммуникационных услуг, если она отличается от граничного тарифа,
— период принятия претензий,
— порядок расторжения договора.

— Отсутствие такого документа и информации приводит к тому, что территориальные органы Госпродпотребслужбы не могут выполнить возложенные на них функции по защите прав потребителей и применить меры воздействия к таким субъектам хозяйствования, — говорит Лариса Кочан. — Большой проблемой, с которой сталкивается Госпродпотребслужба и ее территориальные органы в таких ситуациях, является отсутствие информации о наименовании и местонахождении продавца (исполнителя), поскольку провести проверку в таком случае невозможно. А розыск субъектов хозяйствования не входит в полномочия Госпродпотребслужбы. Посему обращения потребителей остаются нерешенными по сути.