Хотелось бы узнать и о самых распространенных приемах манипуляторов, и о том, как на них лучше ответить. Виктория Сергеевна

— Под манипуляцией мы понимаем негативное влияние, когда человек не осознает, что на его поведение и принятие им решений оказывают влияние, — отвечает харьковский психолог Елена Лысых. — Чаще всего манипулятор действует либо через эмоции, либо через логику. Первый прием манипуляторов называется «два варианта». Его очень часто используют в продажах или в переговорах. Суть в том, что человеку предлагают два варианта, из которых и один, и другой заведомо не подходят человеку, которому их предлагают. Если мы говорим о продажах, многие наверняка сталкивались с такими приемами продавцов: «Вам какой телевизор больше нравится?» и при этом называют две брендовые фирмы-изготовителя.

В результате покупатель не размышляет, брать ему телевизор или не брать: с подачи продавца-манипулятора он ломает голову лишь над тем, какой бренд предпочесть, говорит Елена Лысых.

Если манипулятор загоняет вас в интересное положение


Другой, более острый пример этого же двухвариантного манипулятивного маневра, когда во время деловых переговоров вас, например, внезапно спрашивают: «Вы что, хотите меня обмануть или думаете, что я идиот?». Мы не можем ответить ни «Да, вы таки идиот», ни «Я хочу вас обмануть». Таким образом, человека ставят в такое положение, что ему остается так или иначе принять точку зрения собеседника.

— Когда вы чувствуете, что вас загоняют двумя вариантами, и что вы можете растеряться, нужно вспомнить контрприем — третий вариант. Третьи вариантом может стать фраза: «Я знаю, что у вас действительно выгодные цены, поэтому предлагаю вам именно такие условия». Мы отказываемся от двух вариантов и продолжаем свою версию и таким образом уходим от манипуляции, — рекомендует Елена Лысых.

Эмоциональные крючки


— Еще один распространенный прием — перевод темы, причем на такую, которая эмоционально цепляет, — говорит психолог. — Этим приемом часто пользуются или мошенники, или люди, которые пытаются скрыть информацию. А еще этот прием очень любят и мужья, и жены в семейных переговорах. Когда, например, жена начинает высказывать мужу свои претензии по поводу его опоздания, он идет в контратаку — лихо переводит разговор на другие рельсы и уходит от основной темы: «А помнишь, как три года назад я ждал тебя 15 минут? — говорит муж. — И ты полагаешь, что я это забыл!?». И тогда жена начинает оправдываться, что она не просто опоздала, а по уважительной причине. В этот момент, пока она пытается в подробностях вспомнить, что же было три года назад, она забывает о своих претензиях.

В случае таких манипуляций очень важно держать границы, советует специалист. Если вас зацепило, значит, вы уже поддались манипуляции. В таких случаях можно сказать: «Подожди, сейчас мы договорим о тебе, а после — обо мне, и тогда ты сможешь предъявить свои претензии».

Подсознательное желание быть хорошим сковывает


Третий излюбленный манипуляторами и в семье, и на работе приемчик — прозрачный намек на вашу миссию.

— Манипулятор давит на роли, к которым мы трепетно относимся, — роли родителя, жены, женщины, руководителя, хорошего человека, джентльмена, — говорит Елена Лысых. — Давя на роль, нам говорят: « Или ты делаешь так, как я тебе говорю, или ты плохой». У каждого из нас есть подсознательное желание быть хорошим, и манипуляторы часто этим пользуются. Одни из лучших манипуляторов — дети. Например, ребенок говорит: «Но ты же моя мама, ты же должна» или «Вы же мои родители, поэтому должны меня обеспечивать». В сознании мамы включается: «Я — мама, значит, действительно должна». Логика в этом есть, и с мамой, которая в себе сомневается, этот прием пройдет всегда. Если к вам применяют такую манипуляцию, лучшим контрприемом станет согласие: «Да, мы действительно твои родители, и именно поэтому будем решать, что тебе покупать».