Вскоре в Украине появится правовой механизм для внедрения единого электронного билета в общественном транспорте.

— Министерство инфраструктуры внесло на рассмотрение Верховной Рады законопроект, который предусматривает создание правовых оснований для реализации в Украине системы электронного билета. Это обеспечит возможность реализации лучшего контроля транспортных потоков, создаст комфорт и удобство для граждан и общества в целом, обеспечит более эффективный механизм контроля за поступлением средств в местные бюджеты, — заявил замминистра инфраструктуры Украины Дмитрий Роменский.

Для каждого города Украины с учетом его транспортной инфраструктуры будет разработан свой единый билет. Он свяжет все виды транспорта в одну систему: метро, трамваи, автобусы, городские электрички и троллейбусы. В кондукторах необходимости не будет.

Для считывания информации с электронных билетов будут установлены специальные валидаторы — аналоги турникетов в метрополитене. Такое оборудование может быть установлено как на остановках городского транспорта, так непосредственно в самом транспорте.

— Если электронный билет будет рассчитан на длительный период поездок, то при утере его можно будет заблокировать как обычную банковскую карточку, не потеряв деньги. Если это будет «туристический» проездной, то восстановить его будет нельзя, — уточняет Яника Мерило, советник Министра инфраструктуры.

Введение такого новшества охватит не только транспорт, находящийся в коммунальной собственности, но и частных пассажирских перевозчиков, которые работают на городских маршрутах. Система единых электронных билетов почти 10 лет успешно применяется во многих странах.

— Так называемые automate fare collection systems призваны прежде всего перевести оплату проезда в безналичную форму — тем самым снизить процент потерь от «зайцев» и случаев, когда выручка идет не в кассу. Например, в странах Восточной Европы после внедрения AFC были ликвидированы потери в диапазоне 10–20%. В Украине на трамвайно-троллейбусных маршрутах ожидается до 30%. А маршрутные такси покажут и все 40%, — считает Антон Яроцкий, руководитель некоммерческой организации Urban Inst, созданной для содействия муниципалитетам в реализации проектов, направленных на достижение целей устойчивого развития.

Кроме того, введение электронных билетов позволит понять реальную картину с перевозками льготной категории граждан. Действующий механизм дает перевозчикам большой зазор для манипуляций — они могут завышать количество перевезенных льготников, чтобы получить большую сумму компенсаций из бюджета.

Впрочем, у этой системы есть противники — частным перевозчикам невыгодна отчетность — большинство не выдает билетов пассажирам и занижает свою выручку.
К тому же введение электронной системы повысит стоимость проезда в городском транспорте. Местные власти будут вынуждены привести тариф, как минимум, к его экономически обоснованному уровню.

Сейчас тарифы на перевозки в коммунальном транспорте не окупают себестоимость проезда. По итогам первого полугодия 2016 года, по данным, корпорации «Укрэлектротранс», реализация билетов в среднем покрыла только 30% затрат предприятий городского электротранспорта.