В Украине узаконили новую форму помощи детям из интернатов — наставничество.

Оно стало дополнением к четырем основным формам семейного устройства детей из интернатов: опеки, усыновления, приемной семьи и детских домов семейного типа. Правда, волонтеры, помогающие таким детям, опасаются, что хорошее дело может обернуться для ребенка большой травмой.

«В любой момент общение может быть прекращено»


По данным руководителя проекта наставничества для детей-сирот «Одна надежда» Татьяны Иордан, в Украине 104 тысячи детей проживают в интернатах, из них только 10 тысяч – сироты, остальные имеют родителей, которые не участвуют в их воспитании и не оказывают должной поддержки и заботы. Именно для таких детей и разработана программа наставничества. Наставником может быть любой человек, пожелавший стать другом для ребенка из интерната.
  
– Мы не ищем ребенку папу или маму, – говорит руководитель проекта наставничества для детей-сирот «Одна надежда» Татьяна Иордан. – Мы ищем для него друга, который поможет его раскрыть, поспособствует развитию и адаптации в обществе. 

По ее словам, жизнь в интернате зачастую не способствует формированию самостоятельности у детей, и элементарные жизненно-важные вещи: такие как стирка вещей или приготовление еды — для них трудная задача.

– Наставник и ребенок могут проводить вместе удобное для них время, – говорит Татьяна. – Они могут покидать интернат, ходить в кино, посещать кружки. В любой момент это общение может быть прекращено по инициативе  одной из сторон.
 
Проект наставничества на добровольных началах в Украине был запущен еще в 2010 году. Его разработали общественная организация «Одна надежда» совместно со службой по делам детей города Киева. За это время было подготовлено 1100 специалистов, и 770 детей имели возможность подружиться с ними.

– Главное достижение проекта – тяга детей к учебе, многие из них поступили в вузы, – говорит Наталья Иордан. – Это большая редкость. Ведь, как правило, для этого у детей из интернатов нет ни желания, ни необходимых навыков. 
 
А недавно наставничество в Украине было закреплено в Законе № 1504-6.  Теперь участники такой формы воспитания заключают трехсторонний договор:  детское учреждение – социальные службы — наставник.

– Наставники обращаются в центр социальных служб с заявкой. После этого каждый из них проходит подготовку и получает рекомендации, к примеру женщина-танцовщица будет интересна девочке 12 лет, – поясняет Татьяна Иордан. – В свою очередь, руководство интернатов подготавливает детей. После этого потенциальные друзья несколько раз встречаются. Если ребенку все понравилось, то общение продолжается под наблюдением соцработника.

Наставничество» может травмировать детей?


Между тем волонтеры видят массу пробелов в новом законе. Так, по мнению президента БО «БФ Волонтеры: взрослые — детям» Виктории Тищенко, для некоторых детей опека старшего друга может обернуться травмой.

– У маленьких деток до 14 лет не может быть наставников, – считает Виктория Тищенко. – У них должны быть мамы и папы. Ведь есть большой риск, что после общения с наставником малыш к нему прикипит детской любовью, а тот его разочарует или бросит. Для ребенка это станет страшным ударом. Таким малышам нужно подыскивать семью.

По ее словам, наставники больше нужны подросткам, которые будут принимать их за друзей, или детям-инвалидам, которые вынужденны будут провести всю жизнь в интернате и которые так нуждаются в общении и дружбе. 
 
Кроме того, волонтеры опасаются, что в таких закрытых учреждениях, как интернаты, вряд ли будут рады лишним ушам и глазам.

– В интернатах идет борьба за детей, ведь они получают за каждого из них деньги. А где гарантия, что наставники не захотят забрать их в семью на воспитание? Кроме того, интернатская жизнь скрыта от постороннего взгляда, и нередко бывает, что ребят обижают сами работники, но дети об этом молчат, потому что в них не воспитали чувство собственного достоинства. А наставник может вынести сор из избы, – отмечает Виктория Тищенко.

Семью никто не заменит


По мнению волонтера, практика показывает, практически все формы работы с детьми-сиротами или лишенными родительской опеки имеют изъяны. Но государство продолжает закрывать на это глаза.

– Минимальным рискам подвержены усыновленные дети,  — отмечает Виктория Тищенко. — Так как на этот шаг родители идут осознанно – они не получают за ребенка деньги. И понимают, что должны сами поставить его на ноги. В приемных семьях дела обстоят не так благополучно (в которых воспитывается от одного до трех детей) и детских домах семейного типа (в которых живут до 10 детей). В таких домах родителям ежемесячно платят от двух до трех тысяч гривен на ребенка плюс зарплату воспитателя. Некоторые взяли за моду сдавать детей в санатории. Причем совершенно здоровых детей помещают в туберкулезные или психоневрологические санатории. Некоторых детей «заботливые» родители отправляют туда по пять раз в год! При этом детские деньги получают и они, и лечебные учреждения. Бывали случаи, когда в сельских приемных семьях дети ходили с побоями в школу, а некоторых использовали как работников на полях.  И пожаловаться на плохое отношение дети не могут  — запуганы. При этом к таким «родителям» требования очень невысокие со стороны государства: наличие минимальной зарплаты, отдельное спальное место и письменный стол для школьника.

Виктория Тищенко признает, что наставничество, как и другие формы опеки над ребенком, имеют место быть. Но очень важно попробовать сохранить полноценные семьи.

– У нас как часто происходит: мама и папа алкоголики, детей из семьи изъяли в интернат, и считают, что справились, – говорит Виктория Тищенко. – А родители пусть выпутываются как хотят. Но как им выбраться, если они  выросли в такой же семье? Почему с этой семьей не работают соцработники, почему бы всю семью не поместить в центр реабилитации? Я уверена, что после работы со специалистами минимум 50% этих семей стали бы нормальными членами общества, получили бы образование и нашли работу. Ведь детям нигде не будет так хорошо, как с собственными родителями.