Знаменитая харьковчанка Зинаида Серебрякова была мастером не только пейзажей и натюрмортов.

Художница достигла высот и в работе с обнаженной натурой. В Марокко ей даже удалось уговорить позировать полуобнаженными арабских женщин-мусульманок.

В галерее «Мистецтво Слобожанщини» Харьковского областного организационно-методического центра культуры и искусства экспонируется выставка по результатами международного конкурса им. Зинаиды Серебряковой «Ню. Живопись. Графика. Скульптура».

— Зинаида Серебрякова достигла высот в разных жанрах. Наиболее известны ее портреты, удивительные пейзажи и ню — обнаженная натура, — рассказывает организатор выставки, председатель совета Неформального общества друзей Зинаиды Серебряковой, культуролог, искусствовед, литературовед, этнограф, фольклорист и поэт Михаил Красиков. — Ее ню очень отличаются от работ в этом жанре других художников. О ню Серебряковой лучше всего сказал Александр Бенуа: «В этих этюдах нагого женского тела живет не чувственность вообще… Здесь та нега, та какая-то близость и домашность Эроса, которые… заманчивее, тоньше, нежели то, что обрел Гоген на Таити…». Серебрякова создала неожиданные ню: на ее картинах есть классические модели и академические позы, но таких работ немного. А самыми известными стали ее работы «Баня», «Спящая девочка» (которая, к слову, была продана в 2015 году почти за шесть миллионов долларов), «Купальщица» и другие картины, давно уже ставшие классикой искусства. В ее «Бане», например, не ощущается ничего заданного — мы будто приоткрыли дверь баньки и наблюдаем за прекрасными женщинами. Они не позируют, тут, как бы стирается грань между жизнью и изображением. Когда Зинаида Серебрякова была в Марокко, она писала, что ей не удается никого, и особенно женщин, уговорить позировать не то что обнаженными, но даже без покрывала. Тем не менее, ей удалось каким-то чудом уговорить роскошных марокканок позировать ей полуобнаженными, и результатом этой поездки стали очень сильные и красочные работы. Серебрякова признавалась, что на сеанс ей было дано не более 30 минут, но даже за это короткое время она создавала гениальные образы. Марокко стал для нее вторым Нескучным. Ее завораживала человеческая красота, и она сравнивала арабских женщин с крестьянками из харьковского Нескучного — они были похожи статью, гордостью, чувством собственного достоинства.

По словам Михаила Красикова, у Серебряковой есть еще одна изюминка, которую не найдешь у других художников. Обнаженная натура — это, как правило, взрослые мужчины и женщины, а Серебрякова создала и детские ню: дочь Катюшу она дважды написала обнаженной в детском возрасте, и одна из этих работ спасла художнице жизнь. Зинаида не умела приспосабливаться к какой бы то ни было власти, тем более — к советской. После переезда из Харькова в Петроград она и ее семья жили впроголодь. «Спящая девочка» и натюрморт Серебряковой попали в Америку на выставку-продажу и были куплены бывшим послом России Борисом Бахметьевым. На вырученные деньги художница смогла выехать в 1924 году в Париж, чтобы писать портреты аристократов и заработать хоть немного для своей семьи. Позднее к ней переехали двое из четырех детей.

— Наша выставка — это своеобразный культурный диалог с Зинаидой Серебряковой, — говорит Михаил Красиков. — Здесь представлены произведения маститых и молодых авторов из Харькова, Львова, Москвы, Одессы, Северодонецка: Михаила Попова, Александра Лысенко, Нины Вербук, Александра Шило, Александра Шеховцова, Андрея Креминского, Зои Пилипенко, Евгения Алексеенко, Святослава и Дмитрия Вовчуков, Владимира Кочмара, Натальи Горошко, Олега Омельченко, Ольги Смолиной и других. Даже если некоторые работы по стилистике очень далеки от творческой манеры художницы, которая считала себя реалистом, они все равно уместны на этой выставке, поскольку диалог с традицией подразумевает и ее отрицание.

Параллельно с выставкой
9 декабря в 18.00 — лекция Олега Коваля об истории жанра ню. 10 декабря — дискуссия «Ню Зинаиды Серебряковой в контексте мировой традиции и современных трендов» с участием художников и искусствоведов, 15 декабря в 17.00 — «Поэтическое ню» Михаила Красикова.