Харьковчанин Сергей Ковалев — незрячий с рождения — прекрасно разбирается во всем, что связано со звуком. Он мультиинструменталист: виртуозно играет на баяне, гармонике, аккордеоне и фортепиано. 29 апреля харьковчане смогут познакомиться с ним поближе — музыкант участвует в проекте «Живая библиотека», который пройдет в Саржином яру.

«Стараюсь объяснить «на яблоках»



Сергей Ковалев — не только музыкант и композитор, но и преподаватель. За семь лет обучил более сорока учеников.

— Согласно диплому моя специальность — преподаватель детской музыкальной школы, аккомпаниатор и руководитель художественной самодеятельности. Если я преподаю игру на гармонике, импровизацию, стараюсь  максимально объяснить все «на яблоках», — рассказывает он.

По словам Сергея, методику обучения он разрабатывал долгими бессонными ночами, размышляя о собственном тяжелом опыте.

— Опыт моего обучения довольно неоднозначный, интересный и трудный. Поначалу я ждал, что мне кто-то подскажет, — боялся ошибиться, сделать что-то не так. Не дай бог будут ругать или засмеют. Первая губная гармошка «Спутник» появилась у меня в 1992 году. Это была ужасная игрушка, но, в принципе, «В лесу родилась елочка» изобразить можно. Я играл пионерские песни, пытался воспроизвести мелодии Вивальди, но получилось так, что восемь лет топтался на месте. Поскольку я учился в интернате, а это система закрытая, долгие годы ушли на неудачные попытки что-то понять. И только в 2000 году я разобрался с блюзом, и в результате анализа, раздумий и бессонных ночей все начало складываться в единую методику обучения, которую я использую до сих пор.

Научить музыканта импровизировать, по мнению Сергея,  — не так сложно.

— Я сравниваю музыкальную импровизацию с речью. Первое, что делает мой ученик, если мы играем, например, на клавишах, — просто пробует звуки «на вкус».

Это можно сравнить с тем, как ребенок учится говорить. Сначала возникает «детский лепет», потом он связывается в слова, потом — в предложения, затем речь развивается. Так и здесь: мы сперва учимся ощущать музыку, понимаем, как это прекрасно и вкусно, а затем уже добавляем какие-то теоретические моменты: аккорд, лад и т. д.

Фирменный музыкант понимает и чувствует


Рассуждая о музыке, Сергей Ковалев использует категорию «фирменный».

— Фирменный музыкант — это тот, кто умеет состыковывать две составляющие: понимание и чувствование. Допустим, І`m forgiven «Металлики» можно сыграть как танго, вальс или похоронный марш. Чуть-чуть меняем ритм, стиль — и получаем совсем другой характер. Это и есть «фирма». К фирмачам можно отнести, например, блестящих импровизаторов Кита Эмерсона или Стива Вая. В Харькове под это определение подходит универсальный пианист Олег Полянский — окончил консерваторию, прекрасно играет классику и джаз, импровизирует и сочиняет. Мы играли с ним в группе Karfagen, с которой я работаю уже 17 лет. Четырежды представляли Украину на международных прогрессив-рок фестивалях. В 2010 году — фестиваль в Голландии, в 2012-м — во Франции и в Германии, в 2013-м — в Бельгии. Ребята до сих пор участвуют в таких мероприятиях, а я, к сожалению, выпал — и по состоянию здоровья, и в силу того, что сосредоточен на своих проектах.

Основная тема — смех сквозь слезы


По словам музыканта, серьезные песни — не его конек. Серьезность — в отношении к музыке.

— Меня привыкли видеть стебным, часто спрашивают: «Почему не поешь серьезных вещей?». На это я могу ответить, что серьезным является мое отношение к делу — кропотливая работа над качеством, над деталями.

Основная его тема — смех сквозь слезы.

— Я всегда пишу о своем. Во-первых, это скептицизм и сарказм по поводу глупости, злоумия и  оптимистическое отношение к этой странной, нелегкой и неоднозначной жизни, — признается Сергей. О том, что все, конечно же, непросто, но не трагично. Это смех сквозь слезы, потому что мой опыт был тяжелым. Не знаю, смог бы я выжить, если бы не могучее чувство юмора.

Тема, которую музыкант, в отличие от многих других, старается не затрагивать, — любовь.

— О любви обычно не пишу. На эту тему у меня — сплошной сарказм и скепсис. Писать что-то общепринятое — бессмысленно, все уже сказали до меня. А если говорить о моем опыте, то это в основном опыт разочарований. Например, песня «Черная Мырда» посвящена моей первой любимой девушке, которая, как мне тогда казалось, использовала меня и бросила.

Когда люди становятся книгами


29 апреля музыкант участвует в проекте «Живая библиотека», в рамках которого в роли книг выступают люди с интересной судьбой, а «читатели» не листают страницы, а слушают рассказы героев от первого лица.

— Я совсем недавно узнал об этой акции. Идея пришла из Дании. Суть в том, что легенды и истории существуют не в книгах, а в людях. Участник акции — условно «книга», а зрители-слушатели — как бы «читатели». Суть — открытое общение и возможность пообщаться с интересным человеком, — говорит музыкант.