Что изменилось на дорогах после внесения изменений в Правила дорожного движения? Водители, сотрудники ГАИ и пешеходы оценивают это по-разному. "Вечерний Харьков" пригласил к разговору специалистов.

Всех вместе, в том числе автоперевозчиков, представителей городской власти и общественных организаций собрала на «круглый стол» в зале Харьковского национального автомобильно-дорожного университета газета «Вечерний Харьков».



Участники пытались ответить на главные вопросы «круглого стола»: «ДТП на территории города Харькова и области, меры предотвращения новых ДТП. Новые штрафы ГАИ в действии».

Что такое временный регистрационный талон и обязательно ли он нужен?


Первый же вопрос вызвал бурное обсуждение: можно ли ездить на автомобиле по доверенности или необходимо обязательно получать временный регистрационный талон?

- Согласно новым правилам дорожного движения, вступивших в действие 17 ноября, водитель, управляющий транспортным средством и не являющийся его владельцем, обязан провести регистрацию транспортного средства и получить временный регистрационный талон на основании доверенности. В то же время ни в Кодексе об административных нарушениях, ни в Законе Украины о дорожном движении, не упоминается о наличии временного регистрационного талона. Поправки в эти законы внесены не были, следовательно, водитель не обязан получать временный регистрационный талон, – уверен соучредитель Харьковского общества автомобилистов «АвтоТим» Анатолий Бойко.



На что старший инспектор группы профилактической работы УГАИ города Харькова, майор милиции Олег Никоненко отвечает.

- В правилах дорожного движения нет ни слова о доверенности. Зато четко прописано, что в случае отсутствия в машине владельца данного транспортного средства, водитель обязан иметь при себе документ, подтверждающий либо право совместной собственности на автомобиль, либо временный регистрационный талон. Все эти нормы прописаны в правилах дорожного движения даже в редакции 2005 года и то, что до сегодняшнего момента водители не получили эти талоны - вина самих водителей, – считает Олег Никоненко.



По словам Олега Никоненко получить временный регистрационный талон абсолютно несложно. Достаточно лишь прийти в управление ГАИ по месту жительства и предоставить доверенность на транспортное средство, а также водительские права.

Впрочем, директор Украинского центра послеаварийной защиты «Эксперт-сервис» Анатолий Ивлев возражает: получить временные регистрационный талон сейчас не так уж и просто.

- Цены 164 гривны - на самом деле нет. Платят за временный регистрационный талон по 800 гривен. К тому же сейчас за талонами огромная очередь.

В ГАИ уверяют, что штрафные санкций по отношению к водителям за отсутствие временных регистрационных талонов, учитывая эти самые очереди, до 1 февраля применять не будут – будут лишь разъяснять и предупреждать.

- А если уже есть случаи, когда сотрудники ГАИ выписывали штраф за отсутствие временного регистрационного талона. Нужно ли тогда платить? – уточнила главный редактор «Вечернего Харькова» Татьяна Костенко.

Татьяна Костенко


- В такой ситуации водитель имеет право обратиться в ГАИ с заявлением. Но до того, как оно будет рассмотрено, он обязан все-таки заплатить, - ответил Олег Никоненко.

- На самом деле принятие данного нормативного требования привело к тому, что перечеркнут закон о нотариате и половина гражданского кодекса. У людей отняли их конституционное право передавать свое имущество кому-то. Во всем мире, чтобы отдать другому человеку автомобиль, владелец транспортного средства просто передает ему ключи от машины. Временный регистрационный талон – это очередная лазейка для пополнения бюджета, - высказывает свое мнение заместитель директора Департамента транспорта и связи, начальник управления транспорта и пассажирских перевозок Харьковского городского совета Сергей Дульфан.

Чем ГАИ фиксирует нарушения



- Фиксируется транспортное средство, и информация о нем передается в ГАИ. Но штраф выписывают на владельца данного автомобиля. Выходит, что человек ездит по доверенности, его оштрафовали, а платить придется ни в чем не виновному владельцу? Причем? чтобы заплатить штраф, у него есть всего 10 дней. А если он вообще не в городе? – замечает еще одну несостыковку в законах Сергей Дульфан.

Сергей Дульфан

Олег Никоненко соглашается, что правовая неразбериха в этом вопросе есть.

- Нарушение фиксируется с помощью приборов «ВИЗИР», например, делается снимок транспортного средства в зоне действия дорожного знака. В базе данных управления ГАИ, которая пополняется при регистрации транспортных средств, имеется информация, кто владелец этого авто. Если регистрационный талон не выдавался, то будут указаны только данные хозяина, на кого зарегистрирован автомобиль. Соответственно карточка с нарушениями и постановлениями будет направлена по адресу базы данных согласно регистрации транспортного средства. Но если водитель успел оформить временный регистрационный талон на транспортное средство, тогда есть возможность найти водителя, а не владельца автомобиля, – поясняет Олег Викторович.

Таксисты - без лицензии, водители маршруток - без техосмотра


По словам Сергея Дульфана, большая часть таксистов работает без лицензии.

- Я не поленился, перед тем как идти на «круглый стол», проконсультироваться с Государственной автомобильной инспекцией транспорта и Регистрационной палатой. По их данным, лицензии на частные перевозки пассажиров получило 687 субъектов хозяйствования на всю Харьковскую область, а свидетельств субъекта хозяйствования, находящегося на едином налоге - несколько тысяч. В то время как в городе работает 7 тысяч мобильных такси. Проблема заключается в том, требования, которые предъявляются к юридическому лицу, к так называемым таксистам не применить.

- Пока у нас 700 человек зарегистрировались, но мы работаем над этим, и могу с уверенностью сказать, что мы лицензируем всех таксистов, входящих в наш профсоюз, - заверяет председатель Харьковского областного отделения профсоюзов таксисов Украины Сергей Старцев.
Сергей Старцев
- А как быть владельцам маршрутов? На сегодняшний день мы не можем на своей территории разместить весь подвижной состав. Не можем и провести там медосмотр водителей или техосмотр транспортных средств. Весь транспорт размещается в арендуемых гаражах. Перед выходом на линию водитель доставляет автобус на базу, и что делать, если по дороге его остановит инспектор ГАИ и потребует предъявить результаты медицинского и технического осмотров? Будет штраф или нет? – подключается к разговору директор ООО «Экспресс» Александр Степко.
Александр Степко
- Я думаю, что в этой ситуации водитель должен пешком прийти на проверку к медработнику, и только после этого садиться за руль. Что касается хранения транспортного средства, тут вопросов нет - ни один инспектор ГАИ не остановит с утра, зная, что вы едете на техосмотр без пассажиров, - уверяет Олег Никоненко

Как изменения в Правилах повлияют на безопасность на дорогах?


Как считает Олег Никоненко, за первые недели действия измененных правил положительные изменения уже есть. Водители стали пристегиваться, заменили огнетушители и укомплектовали аптечки. Стали и чаще пропускать пешеходов.

Инспектора поддерживает директор центра послеаварийной защиты «Эсперт-сервис» Анатолий Ивлев.

Анатолий Ивлев

- Я убежден, что необходимость в ужесточении требований к нарушителям назрела. Потому что сначала в Украине ограничили права инспекторов ГАИ, потом их вовсе сократили. И лишь после того, как люди на дорогах начали массово гибнуть, ввели новые штрафы. С нашей психологией не имея карательных методов, навести порядок на дорогах невозможно.
С цифрами на руках продемонстрировал положительную динамику уменьшения ДТП из-за роста всеобщей ответственности водителей и замдиректора харьковского филиала ЗАО «УСК «Княжа» Василий Микитюк.

Василий Микитюк

- По количеству случаев, которые рассматривает компания, конечно же ситуация существенно изменилась. Количество людей, которые с 17 ноября пожелали застраховать свой автомобиль, увеличилось. Возможно, на такую сознательность водителей повлияло введение новых штрафов - люди стали ответственней, а, следовательно, и ездят сейчас аккуратней. Поэтому после 17 ноября у нас работы по возмещению страховых случаев поубавилось.

- Карательные меры - не единственный способ. Принятый закон должен быть частью общей системы, которой, к сожалению, на сегодняшний день нет. Мы ни за что не сократим количество аварий только одними штрафами, мы должны поменять психологию людей. Всеобщая культура поведения на дорогах на нуле, от этого страдает как пешеход, так и водитель. После 17 ноября водители немного изменили отношение, но постепенно мы видим, как прежнее пренебрежение к Правилам восстанавливается. А ГАИ на улицах города почти нет. Давайте посмотрим опыт других стран: полиция там занимается только функцией правопорядка, она не регистрирует и не проводит техосмотры. Поэтому пока мы не поменяем всю систему, ничего не изменится, - считает президент общественной организации «Товариство учасників руху» Александр Ситенко.

Александр Ситенко

В ДТП часто виноваты сами пешеходы


90 % случаев в ДТП виноваты пешеходы, говорит врач, аварийный комиссар Ольга Ефимова.

- В Административном кодексе написано, что в случае нарушения правил дорожного движения сотрудник ГАИ может предупредить пешехода или взыскать с него штраф до 85 гривен. Я считаю, что для пешеходов нужно ввести более суровые меры, как это сделали для водителей. Перешел в неположенном месте дорогу - будь добр заплати. Тогда у нас не будет аварийных ситуаций при участии пешеходов.

- В 1977 году я был в Беларуси, так там порядок на дорогах навели путем введения жестких штрафов. Если пешеход выходил на улице без документов и нарушил правила дорожного движения, его задерживали в милиции до выяснения личности, после чего он платил штраф 10 рублей, - поддерживает врача профессор кафедры автомобилей Харьковского национального автодорожного университета Леонид Рыжих.
Леонид Рыжих


А Олег Никоненко уточняет:

- В случае отсутствия у пешехода-нарушителя документов, удостоверяющих личность, работник милиции имеет право доставить его в ближайший райотдел для установления данных – фамилии, имени, отчества, места жительства, а также составить административный протокол. После этого пешеход будет отпущен. К сожалению, у нас не так часто штрафуют пешеходов, хотя они нарушают не меньше, чем водители.

Речные паркинги разгрузят центр?


Где можно останавливаться в центре, если нет парковок? Достаточно ли светофоров в городе? Насколько соответствует существующая разметка проезжей части нормативам? Эти вопросы участники «круглого стола» адресовали начальнику отдела организации дорожного движения управления транспорта и пассажирских перевозок Харьковского горсовета Владимиру Макарову.
Владимир Макаров
- Сейчас, безусловно, основная проблема - заторы на центральных магистралях города. Припаркованные авто в неустановленных местах искусственно зауживают проезжую часть и мешают общему потоку транспорта. В настоящее время рассматривается возможность создания альтернативы в организации остановок и стоянок транспортных средств – это так называемые многоярусные паркинги. Есть предложение построить такой паркинг в центре города, в частности - на улице Пушкинской. А еще наши ученые умы предлагают создать паркинги, используя территорию наших рек. Кроме того, уже ведется активное строительство 4-х этажной парковки на перекрестке ул. Пушкинская – площадь Конституции.

- Для справки хочу сказать что наши исследования показали, что на 30 кв км необходимо 10 тысяч парковочных мест. А нынешняя возможность уличной дорожной сети, если парковаться по всем правилам, – 900 автомобилей (9%). Если предоставить инвесторам льготные условия для строительства парковок, думаю, частный капитал откликнется, - уточнил завкафедрой транспортных систем ХНАДУ Евгений Гецович.
Евгений Гецович
Владимир Макаров рассказал, что по статистике за последние 12 лет в светофорах ежегодно меняли 4-6 контролеров (основная «думающая» часть светофора). В текущем же году, их заменили уже 78! Так что городские власти оперативно реагируют на сломавшиеся светофоры. Хотя, конечно, вовремя отремонтировать все аппараты они пока не могут.

Скутеристы тоже водители


Светлана Немченко – пресс-секретарь харьковского независимого скутер-клуба сокрушается, что на сегодняшний день водитель не видит и не хочет замечать водителей скутеров.
Светлана Немченко
- Нас не замечают на дорогах. Хотя мы являемся полноправными участниками дорожного движения. Давайте согласимся, что мотоциклы еще 10-20 лет назад были такими же участниками дорожного движения, как сейчас скутеристы. Но сейчас к нам такое же неуважение со стороны водителей транспортных средств, как и к велосипедистам.

Сколько стоит парковка
Стоимость возведения одного парковочного места - от 2 до 2,5 тысяч евро.

Сколько гибло людей до введения новых штрафов

В Харьковской области за 9 месяцев 2008 года произошло 14 576 ДТП, в них пострадало 3696 людей. 33 из них погибли. В Украине произошли 33 127 ДТП, пострадали 47 тысяч ДТП, погибли - 5798 человек.